Проверяемый текст
Даутова, Гузалия Жевдятовна; Развитие поликультурного образования в Поволжье (Диссертация 2004)
[стр. 240]

установка и действие могут совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества, и даже на уровне отдельной личности» [407, с.
215].
Необходимость определения дефиниции «межнациональная толерантность» вынуждает нас обратиться к анализу, прежде всею, этимологического значения этого слова в ведущих научных словарях.
В
современном словаре иностранных слов толерантность, производное от латинского 1о!егапба терпение, определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимости, снисходительности к кому-либо, чему-либо [381, с.
619].
Являясь феноменом, характерным и необходимым для всего общества в целом, толерантность как сложное и многообразное явление проявляется по-своему в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.
Нам представляется, что одной из сфер, где более всего необходимо формирование установок и норм поведения толерантности является область межнациональных отношений.
С одной стороны, межнациональная толерантность выступает концентрированным выражением отношения носителя какой-либо национальности
(этничности) к другим национальным языкам, культурам.
В то же время межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, т.к., являясь формой проявления отношения какой-либо личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя субъекта национальных и межнациональных отношений.
Межэтническую толерантность мы определяем как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон или традиции), а также мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают терпимое, «принимающее», отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе на личностном уровне) к 240
[стр. 171]

индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие, толерантность это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.
Толерантность в политическом действии предполагает или игнорирование, или утверждение превосходства одной из сторон путем убеждения, дискуссии и завоевания на свою сторону через аргументацию и демократическую процедуру большого числа сторонников.
Толерантная установка и действие могут совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества, и даже на уровне отдельной личности»[266, с.
259].
Вместе с тем, подробно описав структурные элементы явления толерантности в целом и обозначив функциональные задачи по ее исследованию, В.А.Тишков не привел емкого и концентрированного определения толерантности, в том числе национальной.
Это обстоятельство вынуждает нас обратиться, прежде нем приступить к определению дефиниция «межнациональная толерантность», к анализу прежде всего этимологического значения этого слова в ведущих научных словарях.
В
совремсшюм словаре иностранных слов толерантность, производное от латинского tolerantia терпение определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимости, снисходительности к комулибо, чему-либо [252, с.
610].
Не отличаются большим разнообразием переводы значения толерантности, сформулированные в ведущих отечественных иностранно-язычных словарях.
Например, в новом англо-русском словаре новейшего издания tolerant определяется как терпимый, терпимость, а глагол tolerate —как терпеть, выносить, допускать, дозволять.
Б большом двухтомном немецко-русском словаре tolerant лаконично означено как терпимый (к чужому мнению и т.п.).
Более распространенную характеристику толерантности мы находим во франко-русском словаре, где это понятие переводится 171

[стр.,172]

как терпимость, веротерпимость, а производные прилагательные как терпимый, веротерпимый, снисходительный[.
Наконец, в наиболее авторитетных среди языковедов, современных, в том числе академических, толковых словарях русского языка определения и описания содержания толерантности схожи с данными в иностранных словарях[251, с.
280].
На наш взгляд, более всего продвинулись в определении толерантности, правда применительно к политическому аспекту этой проблемы, отечественные политологи авторы Энциклопедического политологического словаря.
Практически они дали пока единственное определение толерантности, в данном конкретном случае политической: «Толерантность политическая позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти, толерантность политическая проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции в конституционных рамках, толкуемых с максимальной широтой.
В жизни отдельной личности толерантность политическая проявление готовности прислушаться к мнению политических противников, стремление их переубедить (по одним вопросам средствами логической apiy-ментации; умения признать правоту их позиций по другим).
Практика достойных форм признания своего поражения в политической борьбе одно из свидетельств климага толерантности политической в партии или движении, а также в стране в целом»[239, с.
375].
Являясь феноменом, характерным и необходимым для всего общества в целом, толерантность как сложное и многообразное явление проявляется посвоему в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.
Нам представляется, что одной из сфер, где более всего необходимо формирование установок и норм поведения толерантности является область межнациональных отношений.
С одной стороны межнациональная толерантность выступает концентрированным выражением отношения носителя какой-либо национальности
(этичности) к другим национальным языкам, культурам и т.д.
В 172

[стр.,173]

го же время, межнациональная толерантность является неразрывной составной частью национального самосознания в целом, т.к.
являясь формой проявления отношения какой-либо личности, она не может существовать абстрактно, без реального носителя субъекта национальных и межнациональных отношений.

Исходя из всего вышеизложенного можно определить межнациональную толерантность как системную совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон или традиции), а также мировоззренческоповеденческих ориентаций, которые предполагают терпимое или вернее сказать «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе на личностном уровне) к другим, инонационалыгым явлениям(языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.
и т.п.).
В нашем понимании, межнациональная толерантность не может быть сведена только к единственному акту и только терпимого, то есть терпящею, на русском языке, отношения.
Во-первых, межнациональная толерантность представляет собой постоянно развивающийся процесс, который включает в себя и собственно эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим национальностям, и широкий набор знаний, информационных представлений о других культурах, языках, и, наконец, собственноповеденческие установки, мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному.
Во-вторых, межнациональная толерантность, как явление, намного шире, чем просто терпимое отношение.
Не случайно для обозначения этого феномена был выбран термин иностранного, в данном случае латинского происхождения.
Тем самым, вероятнее всего закладывается, что в смысл понятия толерантности входят, наряду с просто терпимым отношением, принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов мира; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о языках, культурах и про173

[Back]