соответствующего этой парадигме образования, которое реализуется, прежде всего, на уровне смысла понятий, образующих категориальное поле педагогического образования в контексте этнопедагогического подхода. Высшая школа остается одной из сфер общественной жизни России, сохранивших достаточную устойчивость для полномасштабного вклада в решение задач реформирования общества. Ее потенциал позволяет выполнять широчайшие культурно-образовательные функции, осуществлять подготовку специалистов и проводить научные исследования по всем направлениям науки, техники и производства. Необходимость быстрого, успешного и эффективного решения задач преобразования России определяет роль высшей школы в этом процессе и основные направления использования ее потенциала. Сегодня существует обширный банк научных знаний о мировой культуре и её различным видам, о механизмах её развития и овладения ею, о её роли в формировании личности и др., однако ни в жизни, ни в учебновоспитательном процессе не удаётся преодолеть существенный разрыв между уровнем развития самой культуры и уровнем присвоения и созидания её человеком, особенно это касается, по мнению учёных, недагогической культурьт. Одним из основных средств становления педагога (специалиста) нового типа в условиях высшего образования является содержание и организация процесса освоения дисциплин психолого-педагогического цикла как основы для интеграции знаний о человеке, мире и себе. Педагогическое образование (в вузе) обращено к проблемам человека, его развития, становления как личности, прежде всего за счёт усвоения социокультурного опыта. Рассматривая человека как целостное явление, аккумулирующее в себе различные процессы, протекающие в окружающей его среде, педагогическое образование интегрирует в себе комплекс знаний, во-первых, описывающих эти процессы, во-вторых, раскрывающих 278 |
должна ли в этом случае идти речь о «науке понимать» или «об искусстве понимать» [106]. Как утверждают исследователи главное отличие гуманитарного знания от естественною — это особенности процесса понимания. Гуманитарное знание сконцентрировано на понимании через общение, или точнее посредством духовного взаимодействия. Каждый участник процесса познания обращается к другому, как равном)' себе, свободному, уникальному существу. Как метко было определенно М.М.Бахтиным: «Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Но субъект, как таковой, не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть диалогическим» [63]. Единственный способ познания другого человека, духовного общения с ним — сопереживание. Знаменитый логик М.В.Попович писал: «Понимание должно начаться с со-чувствия, сопереживания — если нет способности переживать чужие боли и радости, как свои, то о понимании не может быть и речи» [444, с.18-19]. Именно на этой основе должны развиваться такие профессионально важные характеристики будущего педагога, как педагогические убеждения, педагогические знания, педагогический опыт. IV.3. Формирование гуманитарной культуры студентов педагогического вуза в условиях мультнкульгурпой среды Высшая школа остается одной из сфер общественной жизни России, сохранивших достаточную устойчивость для полномасштабного вклада в решение задач реформирования общества. Ее потенциал позволяет выполнять широчайшие культурно-образовательные функции, осуществлять подготовку специалистов и проводить научные исследования по всем 326 направлениям науки, техники и производства. Необходимость быстрого, успешного и эффективного решения задач преобразования России определяет роль высшей школы в этом процессе и основные направления использования се потенциала. Для развития новых направлений, пересмотра методов, целей и средств их достижения необходимы новые педагогические знания, формируемые в процессе педагогического исследования. Одним из этапов научных педагогических исследований является педагогический эксперимент, как в свое время написал К.Д.Ушииский: «Педагогическая теория становится пустой, если она не основывается на исследовании, состоящем в обобщении фактов и опыта». Для проведения экспериментальной части исследования мы в начале определили, наше понимание профессионального образования как результат становления и развития личности человека. Также были обоснованы место, цели, задачи и проблемы гуманитарной! подготовки студентов, что обусловило решение вопроса целостного развития личности педагога на основе культуроцентрической парадигмы обучения. Наше исследование проводилось в течение 1993-2004 гг. на базе Якутского государственного университета, Саха государственной педагогической академии, Якутского филиала Московского Института современного искусства, Якутского педагогического училища №2, Намского педагогического училища, Института повышения квалификации работников образования и состояло из трех этапов. В процессе работы были задействованы утателя, преподаватели вузов, студенты I-V курсов, учащиеся педагогического училища (колледжа с 2003 г.), всего около четырех тысяч человек. С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования о том, что выполнение требований социального заказ и практическая необходимость современной педагогики высшей школы в подготовке 327 |