Проверяемый текст
Абрамова, Мария Алексеевна; Гуманитарная подготовка студентов педагогических специальностей (Диссертация 2004)
[стр. 28]

развития культуры.
Однако необходимо признать, что трансформация понятия данного термина имела и имеет место.
Так, впервые данный термин появляется в немецких книгах в 1774 г., а в словаре 1783 г., оно имело два смысловых оттенка.
Первый оттенок — культура как господство человека над природой с помощью наук и
ремесел.
Второй оттенок культура как внутреннее душевное состояние и духовное богатство личности
[20, с.
51].
В.
Даль раскрывает слово культура через понятие умственного и нравственного образования [124, с.
195].
Трансформации слова «культура» на протяжении нескольких веков посвящена книга И.
Нидермана «Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердера» книга, ставшая
з своем роде классической.
Автор фундаментально проследил изменение значения слова
«культура» [20, с.63].
Оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж.
Вико,
Г.В.Ф.
Гегеля, И.
Канта [245; 104; 168].
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.
Дильтей, Э.
Кассирер, Г.
Риккерт
[131; 200; 353; 171; 349] и О.
Шпенглер [450], автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии.
Основные идеи и концепции культурологии XX в.
связаны также с именами М.
Бубера.
М.
Вебера, П.
Леви-Брюля.
К.
Леви-Стросса.

X.
Ортега-и-Гассета, Ж.-П.
Сартра, А.
Тойнби, 3.
Фрейда, Э.
Фромма, М.
Хайдеггера, К.Г.
Юнга, К.
Ясперса
[74; 80; 228; 229; 305; 367; 408; 430; 432; 434; 463; 470; 496].
Г1о подсчетам известных в мире американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона [205, с.
214], с 1871 г.
по 1919 г.
было дано 7 определений культуры, с 1920 г.
по 1950-е г.
появилось 157 определений данного понятия.
В настоящее время эта цифра превысила 500 и приближается к 1000
[200, с.
93].
В общем виде существующие концепции культуры можно представить таким образом:
28
[стр. 41]

выращивания, обрабатывания и ухода за растениями, животными и т.д.
Впоследствии данный термин стал распространяться на процесс выращивания,а точнее получение образования человеком.
Это наиболее известная версия, которая связана с европоцентрической теорией развития культуры.
Однако в данном контексте, хочется напомнить, что до античной культуры в истории человечества существовали не менее великие культуры Востока — Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет и наконец культура Шумера.
Именно древние племена, населявшие долину между Тигром и Евфратом, создали удивительные города Ур и Урук, в разные периоды существовавшие в качестве столиц цивилизации.
Одним из переводов названий данных городов — «города богов».
Впоследствии сочетание «ур» стало обозначать божественное, все лучшее, и, наконец, возвышенное.
Не зря мы, спустя б тысяч лет, когда радуемся, произносим «Ура!», то есть, по сути, обращаемся к богам (О-Ра) за защитой, помощью или со словами благодарности.
Одна из самых известных горных вершин на территории России именуется «Урал», то есть «возвышенность».
А все самое лучшее, божественное в человеке и обществе стали называть «культ-ур&», «культ божественного».
В таком случае становится понятным трепетное отношение человечествана всем протяжении истории к лучшим достижениям культуры, желаниесохранить ее и совершенствовать.
Поскольку именно она — «культ-ура», становится тем идеалом, которому хочется следовать, и на который необходимо равняться.
Однако необходимо признать, что трансформация понятия данного термина имела и имеет место.
Так впервые данный термин появляется в немецких книгах в 1774 г., а в словаре 1783 г., оно имело два смысловых оттенка.
Первый оттенок — культура как* господство человека над природой с помощью наук и
рехмесел.
Второй оттенок — культура как внутреннее душевное состояние и духовное богатство личности.

41

[стр.,42]

В России слово культура впервые отражено в «Карманном словаре иностранных слов» В.Кириллова в 1846 году, где оно расшифровывается как целенаправленная деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил и как известная степень развития этой деятельности.
В.Даль в 1865 г.
раскрывает слово культура через понятие умственного и нравственного образования.

Трансформации слова культура на протяжении нескольких веков посвящена книга И.
Нидермана «Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердера» — книга, ставшая
в своем роде классической.
Автор фундаментально проследил изменение значения слова
[556, с.
16].
Оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж.Вико,
И.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля И.Канта.
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Э.Кассирер, Г.Риккерт
и О.Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызывающей взлет широкого общественного интереса к культурологии.
Основные идеи и концепции культурологии XX в.
связаны также с именами М .Бубера; М.Вебера, П.Леви-Брюля.
К.Леви-Стросса.

Х.Ортега-и-Гассета, Ж.-П.Сартра, А.Тойнби, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Хайдеггера, К.Г.Юнга, К.Ясперса, и др.
По подсчетам известных в мире американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 г.
по 1919 г.
было дано 7 определений культуры.
С 1920 г.
по 1950-е г.
появилось 157 определений данного понятия.
В настоящее время эта цифра превысила 500 и приближается к 1000
[11, с.
12].
В общем виде существующие концепции культуры можно представить таким образом:
> классическая концепция культуры — культура есть развитие человека как разумного существа; 42

[Back]