Этнопедагогическая идея в педагогическом образовании имеет определенную специфику, которая состоит в том, что описанная идея имеет дополнительную межличностную окраску. Это означает, что в качестве особой ценности и средства образования рассматривается взаимодействие с людьми других национальностей, при котором происходит личностное взаимообогащение и развитие. В связи с этим предметы особого осмысления в педагогическом образовании с ценностно-смысловой и технологической точек зрения является процесс трансляции (передачи) социального опыта от одного человека другому. Этот процесс имеет в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, являясь составляющей процесса воспитания культуры межнационального общения. Нужно особо отметить, что иитериоризируя и оперируя этнокультурными «текстами», студент в процессе взаимодействия с носителями других этнокультурных ценностей, формирует собственный «мир культуры межнационального общения», который составляют значения, ценности и смыслы его жизнедеятельности в поликультурном мире. Пространство воспитания культуры межнационального общения студенческой молодёжи в нашей стране и регионе это среда повседневного обитания человека определённой социальной группы. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые события и символы. Содержание и качество этого пространства как педагогическое образование переходит в духовный мир личности. Смысловые и символические этносоставляющие педагогического образования играют роль ориентира в ценностных предпочтениях межнационального общения, формируют идентичность (этническую, социокультурную и личностную), мотивируют выбор модели общения и поведения в полиэтническом социуме, регионе, мире. Процесс воспитания культуры межнационального общения студента на основе 296 |
340 Общими точками для всех гуманитарных и негуманитарных предметов становятся гуманное мышление, культурологические и эстетические понятия, центральные проблемы эпохи, ведущие образы (герои) времени, стилевые особенности языка текстов культуры. Преподавание каждой дисциплины должно обрести нравственный смысл, то есть, обращено к человеку как центру мироздания, а не описывало ее содержание абстрагировано от его реального отношения к человеческому бытию. Это касается преподавания физики, химии и биологии в той же мере, как и истории и литературы, особенно в нынешних условиях. Концептуальная целостность программы гуманитарного образования является средством достижения культурологической компетентности будущего профессионала. Гуманитарная идея в педагогическом образовании имеет определенную специфику, которая состоит в том, что описанная идея имеет дополнительную межличностную окраску. Это означает, что в качестве особой ценности и средства образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. В связи с этим предметом особого осмысления в педагогическом образовании с ценностносмысловой и технологической точек зрения является процесс трансляции (передачи) социального опыта от одного человека к другому. Этот процесс имеет в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, являясь составляющей процесса профессионального становления. Нужно особо отметить, что сам процесс освоения культурного богатства является длительным. Начинается он с первых дней жизни человека. В системе образования он становится специально организованным, а значит — более целенаправленным. На уровне высшего профессионального образования, куда относится и педагогическое образование, происходит |