[26], B.C. Библер [58], ПС. Гуревич [121], Б.С. Ерасов [139], Э.В. Ильенков [155], Д.С. Лихачев [236], Л.Н. Коган [176; 177], А.Ф. Лосев [238], Ю М. Лотман [241], М. Мамардашвили [252; 253], Э.С. Маркарян [245], В.М. Межуев [257], Э.В. Соколов [384], П.А. Сорокин [392], Г1. Флоренский [426], Ю.В. Яковец [466]. Значительный вклад в философское осмысление культуры внес М.С. Каган, который впервые в отечественной и мировой культурологии применил для решения этой задачи системно-синергетический подход, позволивший ему раскрыть место культуры в системе бытия, дать оригинальную трактовку строению и функционированию культуры, показать механизмы и закономерности саморазвития культурных систем. Философская концепция культуры, представляющая ее как целостную систему, разработана М.С.Каганом в книге «Философия культуры» [162]. Автор выделяет следующие подходы к изучению культуры: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические. Большинство существующих определений культуры концентрируется вокруг трактовок культуры, связанных с именами известных философов, социологов, этнографов, культурологов, историков. В частности, культура рассматривается как комплекс знаний, верований, искусств, законов, морали, обычаев и других способностей и привычек, обретенных человеком как членом общества [402]; единство всех форм традиционного поведения [259]; механизм социального наследования и обобщенный образ жизни народа [251; 205]; сверхорганический универсум, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения 1 392]; социальные формы и способы облагораживания биологических потенций человека [305]; формы коллективного поведения человека, группы, общности [463]; сотворенная человеком часть окружающей среды [114]; система символической организации объектов, актов, идей и чувств [245]; процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, в котором язык, искусство, 30 |
Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, П.А.Сорокин, П.Флоренский, Н.З.Чавчавадзе, Н.Н.Чебоксаров, И.А.Чсбоксарова, Ю.В.Яковсц. Значительный вклад в философское осмысление культуры внес М.С. Каган, который впервые в отечественной и мировой культурологии применил для решения этой задачи системно-синергетический подход, позволивший ему раскрыть место культуры в системе бытия, дать оригинальную трактовку строению и функционированию культуры, показать механизмы и законе мерности саморазвития культурных систем. Философская концепция культуры, представляющая ее как целостную систему, разработана М.С.Каганом в книге «Философия культуры» [240]. Автор выделяет следующие подходы к изучению культуры: • описательные, • исторические, • нормативные, • психологические, • структурные, • генетические и т. д. Насчитывается несколько сотен определений культуры. Большинство концентрируется вокруг трактовок культуры, связанных с именами известных философов, социологов, этнографов, культурологов, историков и АРВ частности, культура рассматривается как комплекс знаний, верований, искусств, законов, морали, обычаев и других способностей и привычек, обретенных человеком как членом общества (Э. Тэйлор)^ опредмеченные сущностные силы человека (К. Маркс); единство всех форм традиционного поведения (М. Мид); механизм социального наследования и обобщенный образ жизни народа (Б. Малиновский, К. Клакхон); сверхорганический универсум, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин); социальные формы и 44 способы облагораживания биологических потенций человека (X. Ортега-иГассет); формы коллективного поведения человека, группы, общности (К. Юнг); сотворенная человеком часть окружающей среды (М. Херскович); система символической организации объектов, актов, идей и чувств (Л. Уайт); процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, в котором язык, искусство, религия, наука возникают на его различных фазах (Э. Кассирер); структура наук и искусств, соотносимая с языком, возвышающая человека над самим собою и придающая ценность его жизни (Р. Тшуми); процесс и результат сублимированного Эроса (3. Фрейд); совокупность стабильных интеллектуальных элементов, обеспечивающих память мира (А. Моль); условие и способ реализации верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); совокупность религиозной, научной, художественной, технической, политической и общественно-экономической деятельности (Н. Данилевский); «духовная настроенность», выражающаяся в вере в «постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества» (С. Франк); совокупность материальных и духовных ценностей (Г. Францев); способ человеческой деятельности (Э. Маркарян); деятельность общества, преобразующая природу (Э. Баплср); совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписании (Ю. Л ош ан. Б. Успенскнп). духовное бытие общества (Л. Кертман); совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, процессов, состояний и видов человеческой деятельности (Э. Соколов); система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом (В. Давидович и 10. Жданов); деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природнои социальнодетерминированного деятельного существования (В. Межуев); исторически изменяю45 |