религия, наука возникают на его различных фазах [171]; процесс и результат сублимированного Эроса [430]; условие и способ реализации верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств [433; 434]; совокупность религиозной, научной, художественной, технической, политической и общественноэкономической деятельности [125]; «духовная настроенность», выражающаяся в вере в «постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества» [429]; совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписаний [241; 415]; совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, процессов, состояний и видов человеческой деятельности [384]; деятельнопрактическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятельного существования [257]; исторически изменяющаяся в процессе общественного развития система производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей, соответствующая конкретноисторическим социальным условиям [140]; характеристика меры развития человека в качестве субъекта деятельности, овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни [172]; система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека [190]; способ и технология деятельности, обусловленные и обусловливающие «разрешающие» возможности человека [252; 2531 ; мера и способ формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности 1176; 177]; система духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций [139]; форма социальной терапии [269]; способность общественной жизни производить и воспроизводить человека свободного 31 |
способы облагораживания биологических потенций человека (X. Ортега-иГассет); формы коллективного поведения человека, группы, общности (К. Юнг); сотворенная человеком часть окружающей среды (М. Херскович); система символической организации объектов, актов, идей и чувств (Л. Уайт); процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, в котором язык, искусство, религия, наука возникают на его различных фазах (Э. Кассирер); структура наук и искусств, соотносимая с языком, возвышающая человека над самим собою и придающая ценность его жизни (Р. Тшуми); процесс и результат сублимированного Эроса (3. Фрейд); совокупность стабильных интеллектуальных элементов, обеспечивающих память мира (А. Моль); условие и способ реализации верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); совокупность религиозной, научной, художественной, технической, политической и общественно-экономической деятельности (Н. Данилевский); «духовная настроенность», выражающаяся в вере в «постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества» (С. Франк); совокупность материальных и духовных ценностей (Г. Францев); способ человеческой деятельности (Э. Маркарян); деятельность общества, преобразующая природу (Э. Баплср); совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписании (Ю. Л ош ан. Б. Успенскнп). духовное бытие общества (Л. Кертман); совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, процессов, состояний и видов человеческой деятельности (Э. Соколов); система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом (В. Давидович и 10. Жданов); деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природнои социальнодетерминированного деятельного существования (В. Межуев); исторически изменяю45 щаяся в процессе общественного развития система производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей, соответствующая конкретно-историческим социальным условиям (М. Ешич); характеристика меры развития человека в качестве субъекта деятельности, овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни (В, Келле); система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев); объективированная форма творческого бытия (Г. Давыдова); программа социального наследования (Н. Дубинин); способ и технология деятельности, обусловленные и обусловливающие «разрешающие» возможности человека (М. Мамардашвили); творческая деятельность человека как «ояредме-ченная» в культурных ценностях, так и распредмечивающая эти ценности (Н. Злобин); мера и способ формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (JL Коган); система средств хранения и передачи социального опыта (Л. Клейн); система духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации (Б. Брасов); совокупность материальных и духовных ценностей, обращенная к человеку и обеспечивающая преемственность традиций (В. Добрынина); форма социальной терапии (В. Налимов); способность общественной жизни производить и воспроизводить человека — свободного субъекта исторического процесса, формировать целостную личность безотносительно заранее заданного масштаба (Т. Дридзе, Э. Орлова); сознательная работа духа над совершенствованием, упорядочением всего, что окружает человека (П. Гуревич); система внегенетической связи человека, природы, общества, обеспечивающая деятельное существование и непрерывное развитие человечества как единого целого (М. Каган). |