субъекта исторического процесса, формировать целостную личность безотносительно заранее заданного масштаба 1 304]; сознательная работа духа над совершенствованием, упорядочением всего, что окружает человека [121]; система внегенетической связи человека, природы, общества, обеспечивающая деятельное существование и непрерывное развитие человечества как единого целого [162]. Последняя концепция представляется нам наиболее убедительной и методологически обоснованной, поэтому более подробно рассмотрим её содержание. Исходная методологическая установка, реализованная в данной концепции, рассмотрение культуры в системе бытия как одной из подсистем, исторически возникшей для удовлетворения определенных потребностей. Ее структурно-генетический анализ показывает, что культура возникает тогда, когда в ходе развития природы, исходной онтологической реалии, рождается сверхприродное образование человеческое общество, со своими, не известными природе, законами строения, функционирования и развития, что сделало самого человека природно-социальным существом. В широком философском смысле культура по масштабу своему оказывается сопоставимой и с человеком, и с обществом, и с природой основными формами бытия. Первой формой бытия является природа. На определенной ступени исторического развития природы возникает вторая форма бытия общество людей. Человек воплощенное единство природы и общества третья форма бытия. Деятельность людей превращается в культуру новую форму бытия, необходимую для выживания и развития рода Homo sapiens. Конечно, этому взгляду предшествовати работы, в которых авторы говорили о том, что культура в самом широком смысле предстает как весь массив человеческого бытия. Культура как четвертая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, включает в себя: а) качества человека, которые формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления 32 |
щаяся в процессе общественного развития система производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей, соответствующая конкретно-историческим социальным условиям (М. Ешич); характеристика меры развития человека в качестве субъекта деятельности, овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни (В, Келле); система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев); объективированная форма творческого бытия (Г. Давыдова); программа социального наследования (Н. Дубинин); способ и технология деятельности, обусловленные и обусловливающие «разрешающие» возможности человека (М. Мамардашвили); творческая деятельность человека как «ояредме-ченная» в культурных ценностях, так и распредмечивающая эти ценности (Н. Злобин); мера и способ формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (JL Коган); система средств хранения и передачи социального опыта (Л. Клейн); система духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации (Б. Брасов); совокупность материальных и духовных ценностей, обращенная к человеку и обеспечивающая преемственность традиций (В. Добрынина); форма социальной терапии (В. Налимов); способность общественной жизни производить и воспроизводить человека — свободного субъекта исторического процесса, формировать целостную личность безотносительно заранее заданного масштаба (Т. Дридзе, Э. Орлова); сознательная работа духа над совершенствованием, упорядочением всего, что окружает человека (П. Гуревич); система внегенетической связи человека, природы, общества, обеспечивающая деятельное существование и непрерывное развитие человечества как единого целого (М. Каган). Последняя концепция представляется нам наиболее убедительной и методологически обоснованной, поэтому более подробно рассмотрим её содержание. Исходная методологическая установка, реализованная в данной концепции — рассмотрение культуры в системе бытия как одной из подсистем, исторически возникшей для удовлетворения определенных потребностей. Ее структурно-генетический анализ показывает, что культура возникает тогда, когда в ходе развития природы, исходной онтологической реалии, рождается сверхприродное образование — человеческое общество, со своими, неизвестными природе, законами строения, функционирования и развития, что сделало самого человека природно-социальным существом. В широком философском смысле культура по масштабу своему оказывается сопоставимой и с человеком, и с обществом, и с природой — основными формами бытия. Первой формой бытия является природа. На определенной ступени исторического развития природы возникает вторая форма бытия — общество людей. Человек — воплощенное единство природы и общества — третья форма бытия. Деятельность людей превращается в культуру — новую форму бытия, необходимую для выживания и развития рода Homo sapiens. Конечно, этому взгляду предшествовали работы, в которых авторы говорили о том, что культура в самом широком смысле предстает как весь массив человеческого бытия. Культура как четвертая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, включает в себя: а) качества человека, которые формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления индивида; б) способы деятельности, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение; в) многообразие материальных, духовных, художественных предметов, в которых опредмечиваются процессы деятельности; 47 |