Культура предстает, таким образом, в концепции как целостная система, имеющая сложное. многоуровневое, многоаспектное и многофазовое строение, система, исторически развивающаяся, саморефлексирующаяся и поэтому саморегулирующаяся. Происходит это благодаря тому, что у нее исторически выработались два взаимодополняющих «механизма» ее сознание и ее самосознание; роль сознания культуры выполняет философия, которая, будучи мировоззрением, поставляет культуре информацию о том, что происходит вовне — в мире, в природной и социальной среде, а роль самосознания информировать культуру о происходящем в ней самой, о динамике ее духовных состояний. Философия и искусство инструменты культуры. Культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия и родового человека, когда мы имеем дело с культурой человечества, и разнообразных частей человечества, деятельность которых приводит к появлению конкретных модификаций общечеловеческой культуры к культурам племени и нации, сословия и класса, поколения и профессионального объединения, наконец, индивидуального бытия человека, который является живым носителем культуры. Из многих определений культуры мы избрали те, которые имеют прямое отношение к обсуждаемой теме. 1. Культура это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. 2. Культура это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. 3. Культура это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. 36 |
соответственно изучают отношения «культура — природа», «культура — общество», «культура — человек» и взаимоотношения подсистем самой культуры. Поэтому философский анализ культуры должен охватить четыре проблемных поля, образуемых названными отношениями. 50 Культура предстает, таким образом, в концепции как целостная система, имеющая сложное, многоуровневое, многоаспектное и многофазовое строение, система, исторически развивающаяся, саморефлексирующаяся и поэтому саморегулирующаяся. Происходит это благодаря тому, что у нее исторически выработались два взаимодополняющих «механизма» — ее сознание и ее самосознание; роль сознания культуры выполняет философия, которая, будучи мировоззрением, поставляет культуре информацию о том, -что происходит вовне — в мире, в природной и социальной среде, а роль самосознания — информировать культуру о происходящем в ней самой, о динамике ее духовных состояний. Философия и искусство — инструменты культуры. Культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия — и родового человека, когда мы имеем дело с культурой человечества, и разнообразных частей человечества, деятельность которых приводит к появлению конкретных модификаций общечеловеческой культуры — к культурам племени и нации, сословия и класса, поколения и профессионального объединения, наконец, индивидуального бытия человека, который является живым носителем культуры. В связи с этим культуру можно представить как многоуровневую систему, обусловленную уровневым членением социального субъекта, который может быть индивидуальным (личность), групповым (социальная группа) и родовым (человечество в целом). Иначе говоря, культура состоит из трех слоев: а) культура человечества; б) культура социальной группы; в) культура личности. В содержании групповой культуры два уровня — этнический и национальный. Этнический уровень фиксирует исторический переход от докультурного существования человечества к его социокультурному бытию [556, с.20]. Этнос или этногенетическая общность — это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. В этнографическом смысле термин «этнос» близок понятию «народ» (но не равнозначен ему). Иногда под ним подразумевается сообщество нескольких народов (этнолингвистические группы), или же наоборот, отдельные обособленные части внутри одного народа (этнографические и субъэтнические группы). Этническая общность имеет биологическую основу. Греки использовали понятие «этнос» для обозначения других народов (негреков), которые отличались по образу жизни, речи и др. [12, с.5]. Этнические параметры человеческого бытия представляют собой биологические черты, общие для расы, племени, народности, которые передаются из поколения в поколение и не зависят от социальных отношений, от уровня культуры, от 51 |