Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 37]

Как ясно из приведенных примеров, носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личност ь.
При этом легко заметить, что в обоих случаях сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень ее развития.
Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект {совокупность достижений), а во втором процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности.
Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Большую содержательность здесь вносят категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человеканосителя культуры.
Мы приходим к выводу, что культура
имеет историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат исторического процесса.
Она проявляется как «мера», как оценка самой личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности и с природой.
Включение в деятельность основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств.
Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии.
Не следует ли из этого, что
понятия «культура» и «деятельность» в педагогическом значении можно употреблять как синонимы, ибо деятельность сама по себе уже культура? И культура это тоже направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и 37
[стр. 23]

ставляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации (321).
Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.
Из приведенных примеров ясно, что носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личность.
При этом легко заметить, что в обоих случаях сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень ее развития.
Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором — процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности.
Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
(321).
Большую содержательность здесь вносят категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человека-носителя культуры.
Мы приходим к выводу, что культура
проявляется как «мера», как оценка личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности и с природой.
Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств.
Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии.
Не следует ли из этого, что
поня23

[стр.,24]

тия «культура» и «деятельность» в педагогическом значении можно употреблять как синонимы, ибо деятельность сама по себе уже культура? И культура, и деятельность — это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек.
В педагогическом плане важен другой аспект деятельностной концепции культуры, а именно — соотношение социального и культурного в деятельности.
Идея о том, что сущность культуры сосредоточена прежде всего в способе и средствах человеческой деятельности, а не в субъекте, целях и создаваемых ценностях, составляет ядро концепции 3.
Маркаряна.
«Фундаментальное свойство культуры — быть средством деятельности людей — концентрированно выражает саму суть культуры и интегрирует все остальные характеристики, а выделение указанного свойства позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле — как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития» (195, с.
86).
Но из этого концептуального тезиса следует, что любая по своим целям и последствиям человеческая деятельность, в частности педагогическая, является одинаково культурной, будет ли она созидательной или разрушительной, благодетельной или преступной, нравственной или безнравственной.
Если средства объявляются безразличными к субъекту и его целям, то в принципе не может существовать деятельностей «культурных» и «некультурных», ибо вообще теряет смысл вопрос о «культурном» или «некультурном» употреблении средств.
Но общеизвестно, насколько разнообразными бывают пути и средства для достижения целей одной и той же деятельности.
Поэтому мы разделяем точку зрения нижеследующих авторов.
По определению Н.
С.
Злобина, деятельная сущность человека культурна по определению, и только в сфере продуктивно-предметных воплоще24

[Back]