Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 42]

в поурочной структуре процесса обучения, постоянном расширении «учебных планов», дифференциации вузов вместо единого университета; в доминантной роли учителя, ибо он представитель разума и знает ответы на все вопросы.
Учитель несет свет истины и просвещает своего «темного» ученика, а потом он же проверяет, насколько этот ученик постиг истину и соответствует ей.
Поэтому урок превращается в монолог, где сначала говорит учитель, а потом говорит (пов торяет) ученик; в ориентации системы образования на подготовку своего выпускника для вуза, производства, жизни,
которая завершается аттестацией человека на зрелость (таШгкаь).
Современная культура перестала быть культурой отраслевой, поскольку социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией: интеграцией наук (все чаще новые открытия возникают на их стыке, для решения каких-либо задач требуются усилия ученых разных специальностей, требуется единый язык).
По выражению французского исследователя А.
Моля, это культура «мозаичная»
[245, с.
224].
В связи с этим в современной культуре формируется новый тип рациональности.
Если классическая рациональность вела мысль через ряд жестко связанных между собой понятий, этапов, суждений,
то мысль в современной культуре движется по «случайным» траекториям.
К.
ЛевиСтросс доминирующей чертой мышления называет ассоциативность
[229].
Прецедент приобретает огромное значение, умение понять новое, появившееся здесь и сейчас.
А главное, умение вписать это новое в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа.
Это следующая особенность типа мышления современной культуры.
И наконец, способность не только видеть типичное в явлениях и событиях, но замечать и понимать особенное и индивидуальное, не отбрасывая последнее в процессе размышления и познания.

42
[стр. 28]

ность в зависимости от того, какая культура и в какой связи с другими его «культурами» станет определять его человеческие проявления.
Мы являемся свидетелями конца индустриального этапа развития цивилизации, для которого были характерны непосредственная включенность человека в процесс материального производства, серийные технологии, разделение труда, специализация кадров и пр.
Педагогическая деятельность соответствовала принципам культуры.
Сциентизм нашел отражение: в поурочной структуре процесса обучения, постоянном расширении «учебных планов», дифференциации вузов вместо единого университета и т.п.; в доминантной роли учителя, ибо он представитель разума и знает ответы на все вопросы.
Учитель несет свет истины и просвещает своего темного ученика, а потом он же проверяет, насколько этот ученик постиг истину и соответствует ей.
Поэтому урок превращается в монолог, где сначала говорит учитель, а потом говорит (повторяет) ученик; в ориентации системы образования на подготовку своего выпускника для вуза, производства, жизни
и т.д., которая завершается аттестацией человека на зрелость (таШгйаБ).
1.
Современная культура перестала быть культурой отраслевой, поскольку социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией: интеграцией наук (все чаще новые открытия возникают на их стыке, для решения каких-либо задач требуются усилия ученых разных специальностей, требуется единый язык).
По выражению французского исследователя А.
Моля, это культура «мозаичная»
(212, с.
43—46).
В связи с этим в современной культуре формируется новый тип рациональности.
Если классическая рациональность вела мысль через ряд жестко связанных между собой понятий, этапов, суждений
и т.п., то мысль в современной культуре движется по 28

[стр.,29]

«случайным» траекториям.
К.
Леви-Строс доминирующей чертой мышления называет ассоциативность
(175, с.
72).
Прецедент приобретает огромное значение, умение понять новое, появившееся здесь и сейчас.
А главное, умение вписать это новое в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа.
Это следующая особенность типа мышления современной культуры.
И, наконец, способность не только видеть типичное в явлениях и событиях, но замечать и понимать особенное и индивидуальное, не отбрасывая последнее в процессе размышления и познания.

Логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению, а отнесением к интересу и ценности.
Последовательность и однозначность такого «участного мышления» гарантируется, как писал М.
М.
Бахтин, «подписью» действующей личности, ее ответственностью за свое постоянство, что, конечно, должно войти в саму ткань подобного участного (аксиологического) мышления (28, с.
109—111).
2.
Современная культура — это культура диалога, а не монолога.
3.
Современная культура ориентирована на настоящее.
Это не означает, что культура исходит из принципа: «После нас хоть потоп», это означает, что только настоящее культура осознает реально существующим бытием (368, с.
52).
Решая нынешние проблемы, человек устраивает будущее, а будущее не может решить никаких проблем.
Отсюда вытекает один из важнейших принципов современной культуры, сформулированный Альбертом Швейцером, — «благоговение перед жизнью» (342).
4.
Современная культура — это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния.
Хотя еще Кантом был провозглашен принцип — человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры 29

[Back]