Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 43]

Логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению, а отнесением к интересу и ценности.
Последовательность и однозначность такого «участного мышления» гарантируется, как писал ММ.
Бахтин, «подписью» действующей личности, ее ответственностью за свое постоянство, что? конечно, должно войти в саму ткань подобного участного (аксиологического) мышления
[37].
Современная культура это культура диалога, а не монолога.

Современная культура ориентирована на нас тоящее, это
означает, что только настоящее культура осознает реально существующим бытием.
Решая нынешние проблемы, человек устраивает будущее, а будущее не может решить никаких проблем.
Отсюда вытекает один из важнейших принципов современной культуры, сформулированный Альбертом Швейцером
[446] «благоговение перед жизнью».
Современная культура это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника
продуктивною деяния.
Хотя еще И.
Кантом был провозглашен принцип человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры
он все больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием.
Принимая во внимание отмеченные особенности современной культуры, необходимо выделить такое основание данной культуры, ориентируясь на которое, можно было бы искать модуль культуры
межнационального общения.
Основанием для культуры межнационального общения, по мнению В.А.
Конева, выступает способность определять границу значимого и незначимого (выявлять ценность), вести диалог.
Это сегодня жизненно важно, считает автор, как раз потому, что канал образования, который воспроизводит культуру, воспроизводит ее старое основание
43
[стр. 29]

«случайным» траекториям.
К.
Леви-Строс доминирующей чертой мышления называет ассоциативность (175, с.
72).
Прецедент приобретает огромное значение, умение понять новое, появившееся здесь и сейчас.
А главное, умение вписать это новое в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа.
Это следующая особенность типа мышления современной культуры.
И, наконец, способность не только видеть типичное в явлениях и событиях, но замечать и понимать особенное и индивидуальное, не отбрасывая последнее в процессе размышления и познания.
Логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению, а отнесением к интересу и ценности.
Последовательность и однозначность такого «участного мышления» гарантируется, как писал М.
М.
Бахтин, «подписью» действующей личности, ее ответственностью за свое постоянство, что, конечно, должно войти в саму ткань подобного участного (аксиологического) мышления
(28, с.
109—111).
2.
Современная культура — это культура диалога, а не монолога.

3.
Современная культура ориентирована на настоящее.
Это
не означает, что культура исходит из принципа: «После нас хоть потоп», это означает, что только настоящее культура осознает реально существующим бытием (368, с.
52).
Решая нынешние проблемы, человек устраивает будущее, а будущее не может решить никаких проблем.
Отсюда вытекает один из важнейших принципов современной культуры, сформулированный Альбертом Швейцером, —
«благоговение перед жизнью» (342).
4.
Современная культура — это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника
продуктивного деяния.
Хотя еще Кантом был провозглашен принцип — человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры 29

[стр.,30]

он все больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием (3, 140, 327).
Принимая во внимание отмеченные особенности современной культуры, необходимо выделить такое основание данной культуры, ориентируясь на которое, можно было бы искать модуль культуры
педагогической деятельности.
Основанием для культуры педагогической деятельности, по мнению В.
А.
Конева, выступает способность определять границу значимого и незначимого (выявлять ценность), вести диалог.
Это сегодня жизненно важно, считает автор, как раз потому, что канал образования, который воспроизводит культуру, воспроизводит ее старое основание —
специализированное знание.
А «жизнь и развитие современной культуры базируется не на познавательной способности, не она сейчас выступает культуроформирующей способностью, а на способности определять границу значимого и незначимого» (115, с.
52).
Организация учителем ситуации сомнения может строиться на различных основаниях, но наиболее эффективным, на наш взгляд, являются диалогическое столкновение разных позиций, разных мнений.
В культурных ситуациях — «точках интенсивности», как их называл М.
К.
Мамардашвили (195, с.
32—33), человек мыслит о жизни вообще, о своей жизни, в этот момент он получает навык мыслить.
Мысль — это событие в культуре.
В соответствие с принципами организации современной культуры приводится и образование (таблица 1), ибо оно будет эффективным тогда, когда его «строение» будет соответствовать строению культуры, логике организации ее материала.
Особый интерес для нас представляет идея диалогической культуры, разработанная в отечественной философской литературе В.
С.
Библером.
30

[Back]