Проверяемый текст
Панькин, Аркадий Борисович; Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (Диссертация 2002)
[стр. 52]

«нация» употребляется по отношению ко всей формирующейся российской общности, а к её отдельным локальным общностям определение «этнос».
Этническая идентичность имеет своим основанием общность конкретной культуры, обозначающейся как «этническая» или «локальная», и понимаемой как система, рассмотренная в определённом пространственно-временном континууме, безотносительно к
её масштабу и количеству выделенных признаков [501].
Этнос создаёт свою культуру, в историческом плане этнос первичен по отношению к культуре, которая удовлетворяет его потребности и воздействует на процесс становления этноса как субъекта культуры.
В этом смысле этнос есть
продукт культуры.
Этническое складывалось, формировалось веками, и продолжает оставаться наиболее устойчивым типом культуры.
Понятие
этничности в исследования вопросов развития ввёл Рудольф Ставенхаген (Rudolf Stavenhagen) [510J.
Этничность культуры как «культурный инвариант» предполагает взаимодействие языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного «фундаментального основания» мировой культуры.
«Культура, которая ничего не исключает, но в своей целостности совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурой»
[510, с.
234].
Э.
Сепир считает, что культура может быть определена «как цивилизация, взятая в той мере, в какой она воплощает в себе
национальный дух» [372, с.
472].
Этнопедагогический подход, опираясь на приоритет общечеловеческих характеристик культуры, открывает путь для глубокого рассмотрения феномена культуры межнационального общения в социально-исторической ретроспективе, помогает выявлять связи изучаемых явлений с настоящим.
По этнокультурологической концепции Н.Я.
Данилевского [125], человечество не представляет собою чего-то 52
[стр. 22]

которой синтезированы, во-первых, этническое язык, устоявшиеся формы материальной культуры, народное искусство, фольклор, традиции, обычаи, особенности психического склада людей как наиболее устойчивые, консервативные элементы в национальном, во-вторых, социальное, включающее в себя социальноклассовую структуру, систему социальных отношений, политические институт ы (15).
Нация тогда становится наивысшей ступенью развития этноса, когда степень его самосознание, социокультурная и институциональная зрелость могут привести к образованию государства нации (2,212).
Мы в своём исследовании определение «нация» будем употреблять по отношению ко всей формирующейся российской общности, а к её отдельным локальным общностям определение «этнос».
Предметом нашего исследования являются не «национальные» проблемы, что традиционно для большинства известных работ, а «этнические» проблемы.
Но наиболее распространенной на Западе точке зрения, этнос это самоосознаваемая группа людей, которые имеют обшие парадигмы традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют.
Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику7 , язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину (363,9).
По Л.И.
Гумилёву, этнос естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другам таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарлости.
Эго система, состоящая не только из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, но и из продуктов их деятельности в течение многих поколений: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции.
«Объединиться в этнос» нельзя, так как принадлежность к этносу воспринимается самим субъек том непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению (93,499).
Каждый индивид принадлежит к тому или иному этносу.
Этническая принадлежность отражаем какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой по

[стр.,23]

мимается форма высшей нервной деятельности.
Этничность обладает исторической глубиной и «организованностью», закрепленной в общественных и политических институтах.
Этническая система это всегда целостная смысловая система.
Внутри этноса выделяю гея субэтносы, необходимые для поддержания этнического единства как целого.
При их сокращении до одною этнос становится реликтом.
Во многих случаях этносы проявляют ojpoMHyio сопротивляемость воздействиям окружения и не ассимилируются.
В США ирокезы живут маленькой группой (10 тыс.
человек), не принимая «американского образа жизни».
В Монголии тюрки, не сливаются с монголами, несмотря на сходство материального и духовного развития.
Французы сохранились в Канаде с XVIII в., хотя развитие Канады и Франции различно.
Цыгане уже тысячу лег остаются иноплеменной группой во всех странах, куда бы они ни попади (92,135).
Этническая идентичность имеет своим основанием общность конкретной культуры, обозначающейся как «этническая» или «локальная», и понимаемой как система, рассмотренная в определённом пространственно-временном континууме, безотносительно к
сс масштабу и количеству выделенных признаков (Э.С.
Маркарян).
Этнос создаёт свою культуру, в историческом плане этнос первичен по отношению к культуре, которая удовлетворяет его потребности и воздействует на процесс становления этноса как субъекта культуры.
В этом смысле этнос есть
продута культуры.
Э тическое складывалось, формировалось веками, и продолжает оставаться наиболее устойчивым типом культуры.
Понятие
этичности в исследования вопросов развития ввел Рудольф Ставенхаген (Rudolf Stavenhagen) (413).
Этничность культуры как «культурный инвариант» предполагает взаимодействие языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного «фундаментального основания» мировой культуры.
«Культура, которая ничего не исключает, но в своей целостности совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности, только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурой»
(265,176).
3.


[стр.,24]

Сепир считает, что культура может быть определена «как цивилизация, взятая в той мере, в какой она воплощает в себе национальных дух» (247,469).
Этнокультурологический подход, опираясь на приоритет общечеловеческих характеристик, открывает путь для глубокого рассмотрения феномена этнокультуры в социально-исторической ретроспективе, помотает выявлять связи * изучаемых явлений с настоящим.
Г1о этнокультурологической концепции 11.Я.
Данилевского, человечество не представляет собою чего-то единого, «живого целого», а скорее походит на живую стихию, в которой существует развитие отдельных культурно-исторических типов.
Формообразующий принцип этнокультуры соединяет этнические ценностные ориентации с его историческими целями (97,566).
Этнокультурная среда предполагает выработку единой этнической картины мира, общность психологических черт и форм его жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, «правил жизни», этнического «самосознания», этнического «стерссугипа» и «менталитета».
Значение понятия «этнический стереотип» как элемента познавательного процесса подчеркнуто в большинстве исследований, посвященных межличностным и можгрупповым отношениям (349; 350; 358; 364; 372,89; 382,175; 388,89; 407; 408; 418,251; 421,387).
У.
Лштпманн пишет, что для упрощения связи со сложным окружающим миром человек создает персональную «карту в голове» форму образа мира, детерминированную культурой: «Мы выбираем то, что наша культура уже определила для нас, и мы склонны воспринимать то, что мы выбрали, в форме стереотипа, созданного для пас пашей культурой» (388,81).
Стереотип — это устойчивый познавательный образ, сформированный культурой народа, опережает разум человека, полностью попадает во власть «карты в голове» выступает как социальный образ людей определенного этноса.
Г.
Олпорт (350; 351) счи тает, что этнический стереотип имеет две стороны когнитивную (содержание) и аффективную (предубеждение).
На базе функционирования этнического стереотипа, возможно прогнозировать поведение комм униста и, основываясь на прогнозе, устанавливать психологическую и одно24

[Back]