единого, «живого целого», а скорее походит на живую стихию, в которой существует развитие отдельных культурно-исторических типов. Формообразующий принцип культуры межнациональною общения соединяет этнические ценностные ориентации с его историческими целями. Этнокультурная среда предполагает выработку единой этнической картины мира, общность психологических черт и форм его жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, «правил жизни», этнического самосознания, этнического стереотипа и менталитета. Значение понятия «этнический стереотип» как элемента познавательного процесса подчеркнуто в большинстве исследований, посвященных межличностным и межгрупповым отношениям 1 20; 26; 28; 47; 70; 137; 208; 461]. У. Липпманн пишет, что для упрощения связи со сложным окружающим миром человек создает персональную «карту в голове» форму образа мира, детерминированную культурой: «Мы выбираем то, что наша культура уже определила для нас, и мы склонны воспринимать то, что мы выбрали в форме стереотипа, созданного для нас нашей культурой» [500]. Стереотип это устойчивый познавательный образ, сформированный культурой народа, опережает разум человека, полностью попадает во власть «карты в голове», выступает как социальный образ людей определенного этноса. Этнический стереотип имеет две стороны когнитивную (содержание) и аффективную (предубеждение). На базе функционирования этнического стереотипа возможно прогнозировать поведение коммуниката и, основываясь на прогнозе, устанавливать психологическую и одновременно коммуникативную дистанцию, регламентирующую процесс межкультурного общения, где происходит сопоставление «своего с чужим». Сила этнического стереотипа огромна, члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие как «дикость». Л.Н. Гумилёв считал, что процесс адаптации в этнической и природной среде заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков свой неповторимый этнический стереотип поведения [119], 53 |
Сепир считает, что культура может быть определена «как цивилизация, взятая в той мере, в какой она воплощает в себе национальных дух» (247,469). Этнокультурологический подход, опираясь на приоритет общечеловеческих характеристик, открывает путь для глубокого рассмотрения феномена этнокультуры в социально-исторической ретроспективе, помотает выявлять связи * изучаемых явлений с настоящим. Г1о этнокультурологической концепции 11.Я. Данилевского, человечество не представляет собою чего-то единого, «живого целого», а скорее походит на живую стихию, в которой существует развитие отдельных культурно-исторических типов. Формообразующий принцип этнокультуры соединяет этнические ценностные ориентации с его историческими целями (97,566). Этнокультурная среда предполагает выработку единой этнической картины мира, общность психологических черт и форм его жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, «правил жизни», этнического «самосознания», этнического «стерссугипа» и «менталитета». Значение понятия «этнический стереотип» как элемента познавательного процесса подчеркнуто в большинстве исследований, посвященных межличностным и можгрупповым отношениям (349; 350; 358; 364; 372,89; 382,175; 388,89; 407; 408; 418,251; 421,387). У. Лштпманн пишет, что для упрощения связи со сложным окружающим миром человек создает персональную «карту в голове» форму образа мира, детерминированную культурой: «Мы выбираем то, что наша культура уже определила для нас, и мы склонны воспринимать то, что мы выбрали, в форме стереотипа, созданного для пас пашей культурой» (388,81). Стереотип — это устойчивый познавательный образ, сформированный культурой народа, опережает разум человека, полностью попадает во власть «карты в голове» выступает как социальный образ людей определенного этноса. Г. Олпорт (350; 351) счи тает, что этнический стереотип имеет две стороны когнитивную (содержание) и аффективную (предубеждение). На базе функционирования этнического стереотипа, возможно прогнозировать поведение комм униста и, основываясь на прогнозе, устанавливать психологическую и одно24 временно коммуникативную дистанцию , реглам ентирую щ ую процесс межкультурного общ ения, где происходит сопоставление «своего с чуж им » (М . Hewstone, R. Gilles). С ила этнического стереотипа огромна, члены этноса воспринимаю т его как единственно достойны й, а все прочие как «дикость». JT.H. Гумилёв считал, что процесс адаптации в этнической и природной среде заставляет ♦ лю дей вырабатывать комплексы адаптивны х навыков • свой неповторимы й этнический стереотип поведения (91,189). которы й представляет собой «регу лятивный инструмент этнического самосознания», «когнитивны й инструмент поддерж ания оптимальной проницаем ости этнических границ» (Г.У. С олдатова), выполняю щ ий познавательную , коммуникативную ф ункции, и функцию защ иты. Этнической стереотип столь ж е динамичен, как и сам этнос (93,92). FO.B. Бромлей, Л.М . Д робиж ев подчеркиваю т, что в основе этнического менталитета леж ит идея, составляю щ ая духовный идеал, которы й цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизы ваю щ ее всю систем у ценностны х ориентаций (42;106), это совокупность сознательны х и бессознательны х установок, ♦ не материализуемая составляю щ ая этнической традиции. Г.В. С таровойтова считает, что этническое сам осознание отраж ает психологические особенности того или иного этноса, представляет собой тот уровень общ ественного сознания, которы й ограничен рам ками обы денного опыта, закреплённого в традициях и обычаях, и вклю чает в себя непосредственное отраж ение практической деятельности, этнические представления и правы, представление о своей этнической принадлеж ности. Э тническое сам осознание свойственно не только индивиду, но и общ еству, классу социальной группы, и является важным структурным ком понентом национального сознания (269,26). В структуре этнического самосознания, по м нению 1 0.В. Бромлея, вы деляю т такие элементы , как этническая идентификация, представления о типичны х чер♦ тах своей общ ности, её свойствах как целого. П редставления о своём этносе не просто сум мирую т те или ины е черты, но и при этом присутствует ценностное отнош ение к ним (42). 25 |