Проверяемый текст
Панькин, Аркадий Борисович; Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (Диссертация 2002)
[стр. 55]

выбирает ценности, но признаёт их в качестве установок для своего поведения (К.
Ясперс [470]).
Н.
Гартман [245] раскрывает специфику связи между идеальным миром ценностей и реальной действительностью.
Не имея влияния на сами ценности, человек пытается следовать им, реализуя их.

Согласно концепции «центральной зоны культуры» Э.

Шилза, имеется неизменякнцийся стержень культуры межнационального общения центральная культурная тема этноса (система этнических констант), неотъемлемая часть его единой картины мира и объект трансфера, вокруг которой сосредоточивается подвижная, измениивая культурная «периферия» [245].
Любая инновация, имеющая в своём основании определённые культурные ценности, принятая этносом, имеет в рамках центральной культурной темы (идеологемы, связанной с исповедуемой религией) своё место, своё значение.
Этнические константы каждой культуры едины для всех членов, неизменны для
этноса и определяют разнообразие культур, в каждой из них абсолютно индивидуальны и, прикрытые ценностными обоснованиями, могут проявляться в модификациях культуры межнационального общения.
На протяжении истории развития этноса меняются ценностные ориентации (результат свободного выбора людей), лег ко заимствующиеся и встраивающиеся в какую-либо из модификаций этнической картины мира, что приводит к возникновению новой интерпретации культурной темы этноса.
Это периодически переживает каждый этнос.
Процесс выбора этносом ценностной ориентации совершается конкретными членами этноса.
Это носители личностного сознания, «люди-символы» (Г.Н.
Волков
[87]), «пассионарии» (Л.Н.
Гумилёв [119]), способные к изменению окружения, к нарушению инерции агрегатного состояния среды, живущие в полном соответствии с культурой межнационального общения, придающие стабильность этнической картине мира, их ценностные доминанты лежат в рамках данной культурной темы.
Они поддерживают интерпретацию
55
[стр. 27]

характеристики этносоциокульгурной системы (398,101).
Происходит эго по принципу «культурных мутаций» возникновения системы инноваций.
«Если инновации принимаются социальной системой, то они в той или иной форме стсрсотипнтируются и закрепляются культурной традицией подобно тому, как прошедшие естественный отбор мутации и их рекомбинации закрепляются в генетических программах биологических популяций» (182,86).
В культуре закрепляются только те инновации, поведенческие модели, которые являются адаптивными по отношению к окружающей среде.
Адаптация это процесс этнокультурной перестройки общества, движущая сила этнокультурных изменений.
с одной стороны, и «окультуривания» среды обитания с другой.
Поэтому и саму культуру Э.С.
Маркарян определяет в качестве «способа универсального адаптивно адаптирующего воздействия на среду-» (181,9).
Всё нормативное поведение этноса есть функция этнической картины мира (Р.
Рэдфилл, Л.
Холлоуэл), исследуемой через ценности и ценностные ориентации (ради чего стоит жить).
Философские исследования определяют подходы к специфике и содержанию ценностей, рассматривают ценность с позиций биопсихологической природы человека.
Человек не выбирает ценности, но признаёт их в качестве установок для своего поведения (Р.В.
Перри, К.
Ясперс).
Н.
Гартман раскрывает специфику связи между идеальным миром ценностей и реальной действительностью.
Не имея влияния на сами ценности, человек пытается следовать им, реализуя их.

Большинство ученых понятие «ценность» (Л.М.
Архангельский, А.Г, Здравомыслов, В.Ф.
Сержантов, В.П.
Тугаринов, В.А.
Ядов) характеризуют через выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
В исследованиях Г.П.
Выжлецова отражены идеи о том.
что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе, прежде всего, определяются мсжсубъектными отношениями это форма проявления отношений между субъектом и объектом.
Ценность, с одной стороны, предметы, явления их свойства, способные удовлетворить потребности общества, человека, с другой

[стр.,29]

Исследование ценностей болсс чем 50 стран, проведённое Г.
Хофстеде, раскрывает природу ценностей, самых глубоких проявлений культуры.
Различия в ценностях, подчёркивает Г.
Хофстеде, нужно понимать (189,129).
Ценность есть предмет потребностей человека вещей или идей (250,170).
Формирование и удовлетворения потребностей движущая сила, источник и причина активности человека.
Они обращены в будущее, программируют образцы будущей жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни (Т.К.
Ахаян, Л.В.
Кирьякова, Т.П.
Выжлсиов, A.Г.
Здравомыслов, М.Г, Казакина, В.П.
Тугаринов).
Этнокультура механизм, с помощью которого человек удовлетворяет свои потребности.
Направленность на те или иные ценности составляет ценностные ориентации.
В исследованиях П.С.
Гуревич, Г.Г.
Дилигенского, З.Г.
Здравомысдова, B.А.
Лекторского и других отмечается, что качественный скачок становится возможным не тогда, когда возникают новью идеи, а когда вызревают новые ценностные ориентации.
Ценности, ценностные ориентации подвижны применительно к обществу, истории и отдельной личности.
Этнос может принять любую ценностную ориентацию, в зависимости от исторической судьбы, культурной традиции и внешнего окружения.
Согласно концепции «центральной зоны культуры» Э.

111илза, имеется неизменяющийся стержень этнической культуры центральная культурная тема этноса (система эгпичсских констант), неотъемлемая часть его единой картины мира и объект трансфера, вокруг которой сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия» (410).
Любая инновация, имеющая в своём основании определённые культурные ценности, принятая этносом, имеет в рамках цен тральной культу рной темы (идеологемы, связанной с исповедуемой религией) своё место, своё значение.
Этнические константы каждой культуры едины для всех членов, неизменны для
относа и определяют разнообразие культур, в каждой из них абсолютно индивидуальны и, прикрытые ценностными обоснованиями, могут проявляться в модификациях этнической культуры.
Одни и те же этнические константы могут формировать различные этнические 29

[стр.,30]

картины мира, обусловлсныс адаптационными позребностями и различиями в ценностной ориентации субэтносов, имеющих свою роль во внутриэтнических процессах.
Основа этнических процессов функциональный внутриэтнический конфликт, представляющий собой синхронное параллельное развитие субэтносон.
Характер функционального внутриэтнического конфликта стабилен на протяжении всей Жизни этноса.
Элементы культуры, значимые для функционального внугриэтнического конфликта, не могут быть замещены схожими элементами другой культуры если речь не идёт о полном разрушении культуры, которое начинается с отказа от этнической темы, на базе которой функционируют различные культурные интерпретации, имеющие значение для реализации функционального внутриэтнического конфликта.
На протяжении истории развития этноса меняются ценностные ориент ации (результат свободного выбора людей), легко заимствующиеся и встраивающиеся в какую-либо из модификаций этнической картины мира, что приводит к возникновению новой интерпретации культурной темы этноса.
Это периодически переживает1 каждый этнос.
Процесс выбора этносом ценностной ориентации совершается конкретными членами этноса.
Это носители личностного сознания, «люди-символы» (Г.Н.
Волков),
«пассионарии» (Л.Н.
Гумилёв), способные к изменению окружения, к нарушению инерции aipeiam oro состояния среды (93,266).
живущие в полном соответствии с традиционной этнической культурой, придающие стабильность этнической картине мира, их ценностные доминанты лежат в рамках данной культурной темы.
Они поддерживают интерпретацию
культурной темы, влияют па ценностную ориентацию этноса и предопределяют объекты трансфера, в критической ситуации реагируют на личностном уровне, способствуют смене культурной темы этноса и его спонтанному переструктурированию.
Их нехватка приводит к размыванию и потере центральной культурной темы этноса и неспособности восприятия новой темы.
Культура включает в себя традицию, представляющую собой средоточие культурных парадигм, неизменных по сути, допускающих только внешние, хотя порой по видимости и очень значительные изменения.
Для понимания огни

[Back]