Проверяемый текст
Панькин, Аркадий Борисович; Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (Диссертация 2002)
[стр. 58]

усваивать инновации и заключается живучесть, адаптивная лабильность традиции [26].
С.
Эйзенштадт писал, что «трансформация религиозных и культурных верований в «законы» или «нормы» социального порядка осуществляется через деятельность создателей проектов социального переустройства, которые группируются в конкурирующие или сотрудничающие друг с другом элиты и деятельность которых не
ограничивается лишь сферой власти.
Две функции культуры поддержание порядка и изменение порядка представляют две стороны одной медали.
Традиционное общество постоянно меняется»
[485; 457, с.
123].
Традиция важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия.
Сегодня принимается тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, она воспринимается как нечто подвижное и вариативное.
Традиция развивается потому, что тот, кто является её носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее.

Система традиций любого народа это результат его воспитательных усилий в течение многих веков.
Через эту систему
народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений.
В период модификации культурной традиции происходит обогащение
культуры межнационального общения.
Опыт показывает, что каждый народ пытается не просто хранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности.
Следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему.
Традиции выполняют роль социальных механизмов передачи опыта старшего поколения
младшему.
В этом заключается сущность преемственности.
В развитии культуры большое значение имеет накопление, сохранение и преемственность культурных традиций, их трансляция последующим поколениям.
Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных традиций, идей, форм и средств этнокультурного
58
[стр. 32]

решения современных проблем» (332,90).
По мнению С.
Эйзенштадта, «традиция это неотъемлемый элемент любой социальной культуры как всякой социальной организации в целом (будь то так называемое традиционное или современное общество), так и каждого её элемента в отдельности (традиции, например, сохраняют своё значение даже в таких наиболее рационализированных и динамичных областях человеческой деятельности, как наука и технология)» (365,151).
Д.И.
Водзинский считает, что традиции это установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (61,225).
По мнению С.А.
Арутюнова, традиция это выраженный в социальноорганизованных стереотипах групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах.
В традиции присутствуют креативная и консервативная составляющие.
Любая традиция была когда-то инновацией, любая инновация имеет шансы стать традицией, и именно в способности усваивать инновации и заклю чается живучесть, адаптивная лабильность традиции (10,160).
С.
Эйзенштадт писал, что «трансформация религиозных и культурных верований в «законы» или «нормы» социального порядка осуществляется через деятельность создателей проектов социального переустройства, которые группируются в конкурирующие или сотрудничающие друг с другом элиты и деятельность которых не
офаничивается лишь сферой власти.
Две функции культуры поддержание порядка и изменение порядка представляют две стороны одной медали.
Традиционное общество постоянно меняется»
(365,253; 366,207).
Традиция важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия.
Сегодня принимается тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, она воспринимается как нечто подвижное и вариативное.
Традиция развивается потому, ч то тот, кто является её носителем, стремится создать чтото лучшее, более подходящее
(409).
Система традиций любого народа это результат его воспитательных усилий в течение многих веков.
Через эту систему
32

[стр.,33]

народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию сменяющих друг друга поколений.
В период модификации культурной традиции происходит обогащение
отнокультуры.
Опыт показывает, что каждый народ пытается не просто хранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности.
Следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему.
Традиции выполняют роль социальных механизмов передачи опыта старшего поколения.

В этом заключается сущность преемственности.
В развитии культуры большое значение имеет накопление, сохранение и преемственность культурных традиций, их трансляция последующим поколениям.
Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных традиций, идей, форм и средств этнокультурного
развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь.
1 Н.
Волков различает несколько видов преемственности.
Физическая обеспечивается природой: наследственностью, генотипом, осознаётся связь с предками, биография рода как своеобразная история, связанная общностью происхождения, духовно подпитывает преемственность поколений, инстинкт сохранения, продолжения рода.
Духовная преемственность обеспечивается воспитанием, стремлением к духовному самосохранению в потомках и к продолжению себя в учениках, собственных детях.
Преемственность в сфере трудовых интересов и искусства (традиционные промыслы, передаваемые из поколения в поколение).
Преемственность общесемейного плана располагается в нравственной сфере, в сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, ста.чи лучше, в благословении новобрачных, в свадебных ритуалах, благопожелании новорожденных, наречении имени.
М атериально-экономическая преемственность осуществляется наследованием.
Историческая преемственность бережется как высшая ценность.
Лучшее в культуре унаследовано от предков.
Идея исторической перманентности это одна го самых созидательных идей.
Особое значение уделяется воспитанию исторической памятью.
«Без

[стр.,265]

265 диций этноса результат его воспитательных усилий в течение многих веков.
Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию.

По сквозной этнолингвокультурологической теме «Традиции, традиционные праздники» учащиеся 1 классов изучают традиции почитания старших, родителей, встречи и почитание гостей через шры, сценки.
Учащиеся 3 классов показывают хорошие знания обычаев и традиций, традиции культа огня.
Учащиеся 2-4 классов знают правила поведения в гостях, встречу и почитание гостей, чайную церемонию, дееджи орглЬп (подношение богам).
С сентября стартует традиционная операция «Дююгян тевч, нокд бол».
Учашиеся 4 классов берут шефство над первоклассниками, разучивают с ними песни, танцы, знакомят их с традициями прогимназии, помогают им адаптироваться и влиться в коллектив прогимназии.
Добрые взаимоотношения детей, уважение младших, почитание старших, создание условий для развития личности ребёнка, культ ребёнка главные принципы, пропагандируемые в прогимназии.
Одним из ярких праздников для первоклассников является традиционный праздник «Оюн тулкур», где учащиеся 1-х классов показывают, чему они научились за первый месяц, какие знания получили, мог>т ли петь, танцевать, хорошо ли подружились.
Для учащихся 2-4 классов традииионна неделя устного народного творчества, обычаев, игр.
Учащиеся проводят поисковую операцию «Унг-тохман мед».
Работа по сбору информации для генеалогической карты ребёнка начинается ещё в первом классе.
Совершенствование воспитательной работы осуществляется на основе этиoneдаго гических традиций, посредством приобщения детей к национальному искусству, культуре, развитию их творческих способностей.
Одним из главных принципов воспитания калмыков является почитание старших, культ предков, семьи.
Традиционной является «декада семьи», где дети знакомятся с семейными традициями, обычаями «Эк-эцкян хиярдгн», организуются выставки книг, рисунков «Мини орк-бул», генеалогический альбом.
Проводится поисковая операция «Унг-тохман мед» («Знай свою родословную»), в к о т о р о й участвуют учащиеся, родители, бабушки и дедушки уча

[Back]