творческой и художественной деятельности. Люди организуют культурные элементы, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или с помощью символических действий. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов три составляющих культурного процесса [121]. Этническая ноосфера, по мнению В.И. Вернадского [82], всегда держит людей определенной национальности, настроенных на ее волну, в области общих интересов, традиций и обычаев данного народа. Под влиянием различных факторов она может деформироваться, сжиматься, но всегда имеет тенденцию к восстановлению и развитию, важнейшим условием которых выступают взаимодействие и взаимопроникновение с другими этническими ноосферами, в совокупности составляющими ноосферу Земли. Сегодня в научной литературе широко освещаются процессы этнического смешения племен, в результате которых происходило взаимообогащение языка и культуры племенных групп, участвовавших в этногенезе. Истории известны эволюционный и трансформационный этнические процессы. Эволюционный этнический процесс ведет к изменению языка, культуры социальной структуры этноса. Трансформационный этнический процесс ведет к смене этнического самосознания. Эти процессы могут быть объединяющими и разъединяющими. Объединяющие процессы происходят в виде интеграции, ассимиляции, консолидации (слияния этносов). Межэтническая интеграция медленный процесс, происходящий внутри государства, при этом у различных этносов появляется ряд общих черт (межэтническая общность). Но самодовлеющие для данной общности ценности остаются. Если их не учитывать, идеологические установки и политические решения неизменно оказываются нереализованными, часто чреваты опасностями, возбуждающими распри. 61 |
1.2 Этнокультурные предпосылки формирования культуры педагогической деятельности Культура педагогической деятельности вызывается не только социокультурными предпосылками развивающегося общества, но и этнокультурными, этнопедагогическими процессами, происходящими в нем. Их изучение предполагает рассмотреть понятие об этносе, особенностях его развития; межкультурные процессы в этносе и их отражение в этнопедагогике. В интервью «Человечество превыше всего», отвечая на вопрос: что такое человечество и почему оно существует так долго, почему, будучи совершенно неподготовленным к реальной жизни в природных условиях планеты, оно оказалось на ней господствующим видом, Л. Гумилев отвечал: «Потому, что структура человечества мозаична. Оно состоит не из особей,... а из этносов, из системных ценностей, которые очень индивидуальны». Ученый описал источник возникновения этноса — пассионарность, т.е. внутреннее стремление к совершению деяний (99, с. 17). Этнос — это социальная система, стремящаяся к внутренней замкнутости. Этническая общность (семья, племя, нация и цивилизация) формируется не только через материальное производство, но и через поддержание духовных связей. Как всякая система, этнос имеет системные признаки: язык, обычаи и обряды, нормы отношений и традиции, искусство, т.е. этническую культуру. Культура создает то поле общения, в котором формируется самобытность. Этническая ноосфера, по мнению В. И. Вернадского, всегда держит людей определенной национальности, настроенных на ее волну, в области общих интересов, традиций и обычаев данного народа. Под влиянием различных факторов она может деформироваться, сжиматься, но всегда имеет тенденцию к восстановлению и развитию, важней38 |