Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 63]

причем, главным образом, в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка.
Национальное сознание и самосознание являются важнейшей составной частью духовной жизни общества, выступая по отношению к сознанию общества не столько его частью, сколько специфической формой и способом его существования.
В национальном самосознании приоритетное значение имеет осознание нацией самой себя, своих интересов и целей, позволяющих сопоставить собственную самость с другими общностями, с одновременным познавательным отношением к комплексу условий своего бытия.
Одним из результирующих способов продуцирования национального сознания вовне является культура.
Национальная культура выполняет важную функцию в национальной идентификации людей отождествления, приравнивания себя к представителям своего коллектива, отграничения от других этнонациональных объединений.

Этнодифференцируюшая роль принадлежит таким соционормативным пластам культуры, как система ценностей, нормы поведения, традиции, обряды, присущие каждому народу.
Уникальность и оригинальность культурного творчества каждого народа (этноса) обусловлены тем, как в сознании, психологии отражаются особенности его социокультурного развития.
Можно сказать, что этносы представляют собой пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты обмен такой информацией.
Нарушение трансляции самобытной культуры (в образовании, социализации, семье,
СМИ, учреждениях культуры) ведет к нарушению в национальном самоощущении, неуверенности в завтрашнем дне; неясность перспектив формирует ощущение незащищенности и стимулирует возникновение межнациональной напряженности, создавая конфликтную ситуацию.
Фактором, более всего объединяющим людей в нацию, и средством межкультурного общения является язык носитель духовной культуры
63
[стр. 40]

тановлению межкультурных, интерсоциальных отношений (Н.
М.
Таланчук, О.
В.
Лешер).
«И вот в связи с этим я считаю, — замечает Л.
Гумилев, — что мы должны изучать этнические процессы — не для того, чтобы формировать их или командовать ими, эго невозможно, и мы можем сделать только хуже, испортить дело...
но для того, чтобы знать состояние того или другого этнического феномена, принимать это во внимание и считаться с ним.
Когда такие вещи известны, то можно избежать ошибок, которые мы неизбежно совершим, если станем пребывать в состоянии мифической эйфории...» (99, с.
7).
Н.
Я.
Данилевский полагал: «прогрессивное...
состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».
Например, отмечал он, если европейская цивилизация оказалась двухсоставной, т.е.
творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянская цивилизация будет трехили даже четырехсоставной (творческой в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической) (106, с.
114— 115).
В национальном самосознании приоритетное значение имеет осознание нацией самой себя, своих интересов и целей, позволяющих сопоставить собственную самость с другими общностями, с одновременным познавательным отношением к комплексу условий своего бытия.
Одним из результирующих способов продуцирования национального сознания вовне является культура.
Национальная культура выполняет важную функцию в национальной идентификации людей — отождествления, приравнивания себя к представителям своего коллектива, отграничения от других этнонациональных объединений.

Этнодифференцирующая роль принадлежит таким соционормативным пластам культуры, как система ценностей, нормы поведения, традиции, обряды, при40

[стр.,41]

Г ! , Ч < > П .
К Я И ГО-С^;ь,.
СТйЕННАЯ ЬйЬЛИОТЕКА сущим каждому народу.
Уникальность и оригинальность культурного творчества каждого народа (этноса) обусловлены тем, как в сознании, психологии отражаются особенности его социокультурного развития.
Можно сказать, что этносы представляют собой пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты — обмен такой информацией.
Нарушение трансляции самобытной культуры (в образовании, социализации, семье,
средствах массовой информации, учреждениях культуры) ведет к нарушению в национальном самоощущении, неуверенности в завтрашнем дне; неясность перспектив формирует ощущение незащищенности и стимулирует возникновение межнациональной напряженности, создавая конфликтную ситуацию.
Фактором, более всего объединяющим людей в нацию, и средством межкультурного общения является язык — носитель духовной культуры
этноса, величайшее явление человеческого существования.
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.
В языке одухотворяется весь народ, вся его родина...
Язык есть сама жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое.
Отнимите язык — и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но язык — никогда; вымер язык в устах народа — вымер и народ», — писал К.
Д.
Ушинский (312, т.
2, с.
539—556).
Сегодня в республиках бывшего СССР знание или незнание языка титульной национальности открывает или закрывает дорогу к престижным командным должностям, доступ к власти и др.
Но главное, психологический эффект: незнание языка, например, для русских создает психологическую неуверенность, непонимание, ошибочное воспри41

[Back]