Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 64]

этноса.
Язык это величайшее явление человеческого существования дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе.
В отношениях между людьми нет никакого другого пути, кроме поиска взаимопонимания.
Любой другой путь это путь насилия, разрушения, презрения к человеку.
Роль родного языка в развитии личности и народа (этноса) высоко оценил К.Д.
Ушинский: «Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок всей ею духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.
В языке одухотворяется весь народ, вся его родина...
Язык есть сама жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое.
Отнимите язык и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но язык никогда; вымер язык в устах народа вымер и народ»
[417, с.
215].
Сегодня в республиках бывшего СССР знание или незнание языка титульной национальности открывает или закрывает дорогу к престижным командным должностям, доступ к власти и др.
Но главное, психологический эффект: незнание языка
затрудняет общение с рядом живущими людьми, создает неуверенность, непонимание, ошибочное восприятие тех или иных событий.
Отметим, сейчас Россия переживает период складывания национальной целостности, в явном виде впервые поставив себе эту проблему после
советского интернационализма.
Соответственно впервые, может быть, за последнее время возникла реальная возможность отстоять стержень российской ментальности.
Не ставя перед собой задачу исследования феномена менталитета, будем понимать под ним «внутреннюю упорядоченность образа, представление народа о себе самом, которое транслируется устной традицией», это «объективно складывающееся духовное образование».

В менталитет скорее и чаще попадают мировоззренческие значимые,
64
[стр. 41]

Г ! , Ч < > П .
К Я И ГО-С^;ь,.
СТйЕННАЯ ЬйЬЛИОТЕКА сущим каждому народу.
Уникальность и оригинальность культурного творчества каждого народа (этноса) обусловлены тем, как в сознании, психологии отражаются особенности его социокультурного развития.
Можно сказать, что этносы представляют собой пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты — обмен такой информацией.
Нарушение трансляции самобытной культуры (в образовании, социализации, семье, средствах массовой информации, учреждениях культуры) ведет к нарушению в национальном самоощущении, неуверенности в завтрашнем дне; неясность перспектив формирует ощущение незащищенности и стимулирует возникновение межнациональной напряженности, создавая конфликтную ситуацию.
Фактором, более всего объединяющим людей в нацию, и средством межкультурного общения является язык — носитель духовной культуры этноса, величайшее явление человеческого существования.
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок всей
его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.
В языке одухотворяется весь народ, вся его родина...
Язык есть сама жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое.
Отнимите язык — и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но язык — никогда; вымер язык в устах народа — вымер и народ», —
писал К.
Д.
Ушинский (312, т.
2, с.
539—556).
Сегодня в республиках бывшего СССР знание или незнание языка титульной национальности открывает или закрывает дорогу к престижным командным должностям, доступ к власти и др.
Но главное, психологический эффект: незнание языка,
например, для русских создает психологическую неуверенность, непонимание, ошибочное воспри41

[стр.,42]

ятие тех или иных событий.
Отметим, сейчас Россия переживает период складывания национальной целостности, в явном виде впервые поставив себе эту проблему после
десятилетий советского интернационализма.
Соответственно впервые, может быть, за последнее время возникла реальная возможность отстоять стержень российской ментальности.
Не ставя перед собой задачу исследования феномена менталитета, будем понимать под ним «внутреннюю упорядоченность образа, представление народа о себе самом, которое транслируется устной традицией», это объективно складывающееся духовное образование
(132, с.
154).
В менталитет скорее и чаще попадают мировоззренчески значимые,
жизнесмысловые или ценностно-смысловые конструкты.
Он передается структурами повседневности, через оформление поля идентификации.
Пока с ментальными реалиями дело в основном имеет неформальное образование, менталитет остается за стенами школ и вузов («семья», «улица»), А в образовании, к сожалению, действуют выработанные и одобренные профессиональным сообществом интеллектуальные, преимущественно идеологически значимые конструкты, а не традиционные жизнесмысловые и социооберегающие ценности.
И педагогическое сообщество несет за это определенную ответственность, поскольку «в сознании молодого поколения произошло расхождение с реальной исторической почвой, с тем, что в этой стране, культуре живо функционировало и действовало» (332, с.
155).
История дает нам совершенно различные примеры того, какими факторами определялась национальная идентификация того или иного народа, по каким критериям относил он себя к той или иной истории, обществу, стране.
По мнению социологов, при этом значимы: 1) ценностная квалификация того, куда народ себя старается отнести; старания, как правило, направлены к лучшему или значительному; 2) для мента42

[Back]