Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 66]

идентичности и как отразятся эти изменения в национальном менталитете, во многом зависит и от того, какие ценности, знания буду т формироваться за партой.
Консолидацию этносов следует связывать с повышением национального самосознания людей, с дальнейшим сближением основных черт культуры и быта на основе национальных традиций.

И это пространство определяется культурой межнационального общения.
Учитывая общность исторических судеб представителей различных национальностей, близость, а зачастую и совпадение их интересов, взаимодействие и взаимопроникновение
их культур, уходящие вглубь веков межнациональные и межконфессиональные связи, нужна упреждающая образовательная деятельность, поднимающаяся до уровня культуры межнационального общения, включающая каждого взрослого и ребенка.
11ужеи в первую очередь педагог, осознающий эту проблему и способный к ее решению.
Итак, наличие полинациональных, разно профессиональных,
поликонфессиональкых взаимопереплетающихся социокультурных групп образует едва ли не наиважнейшес своеобразие и самобытность жизни регионов и страны, вызывающих необходимость воспитания культуры межнационального общения, преодоления утилитарного технократизма, обращения человека к всесторонней культуре, к очеловечиванию знаний.
Закономерность развития культуры межЕтционального общения обусловлена тем, что идентичность личное™ определяется объективно существующими связями с той или иной территорией, где развиваются экономические отношения, культурой и языком, семейными и бытовыми традициями, с явлениями психологического порядка.
Каждая из этих форм связей личности с нацией имеет свое место и роль в формировании национальной специфики личности, ее
национаилюй ментальности.
Последняя включает: а) исторически сложившиеся черты национального характера; 66
[стр. 44]

44 Продолжение таблицы 2 I 2 3 Татары 158154 Асекеевский, Саракташский, Сакмарский, Шарлыкский районы Казахи 111477 Акбулакский, Соль-Илецкий, Ясненский, Домбаровский районы Украинцы 102017 Адамовский, Акбулакский районы, Оренбург, Гай, Орск Мордва 68879 Бугурусланский, Абдулинский, Северный, Красногвардейский, Переволоцкий районы Немцы 47556 Башкиры 53339 Кваркенский, Новосергиевский, Александровский районы Среди других национальностей белорусы, евреи, азербайджанцы (3398), армяне (2055), узбеки (1746), поляки (898), карелы, абхазцы, кабардинцы (436), чечено-ингушская диаспора (1261), киргизы (875), грузины (862), финны, курды, табасараны и др.
Консолидацию этносов следует связывать с повышением национального самосознания людей, с дальнейшим сближением основных черт культуры и быта на основе национальных традиций.

Сегодня возрастает роль региона в формировании внутренней и внешней политики России, укреплении ее государственности, установлении экономических, политических связей, культурного сотрудничества с граничащей Республикой Казахстан и расположенными вблизи государствами СНГ — среднеазиатскими республиками, с двумя российскими оригинальными с этнополитической точки зрения республикам и— Башкортостаном и Татарстаном.
Учитывая общность исторических судеб представителей различных национальностей, близость, а зачастую и совпадение их интересов, взаимодействие и взаимопроникно


[стр.,45]

вение их культур, уходящие вглубь веков межнациональные и межконфессиональные связи, нужна упреждающая образовательная деятельность, поднимающаяся до уровня культуры педагогической деятельности, включающая каждого взрослого и ребенка.
Нужен в первую очередь педагог, осознающий эту проблему и способный к ее решению.
Можно понять местные власти, которые для создания своего имиджа широко используют концепции некоторых теоретиков, представителей национальностей, населяющих Оренбуржье (разнородность вызывает иногда защитную реакцию).
Многое из этих предложений оказывается жизненно необходимым.
Подтверждением этому служит следующее: в области работает 5900 национальных коллективов.
Созданы и функционируют 40 национально-культурных центров, обществ: армянский «Нари», азербайджанский «Туран», башкирский «Караван-Сарай», казахский «Казахтеле», татарский «Туган-Тель», украинский им.
Т.
Шевченко, немецкое общество «Возрождение», чеченский «Даймокх», мордовский «Лисьмопря», польский «Червони маки», еврейский «Шалом» и др.
Издаются девять национальных газет, восстановлены храмы всех конфессий: православной, мусульманской, католической, иудейской, протестантской и др.
В сфере образовательной политики предусмотрена подготовка учителей для говорящих на других языках (татарском, башкирском, немецком, иврите и др.) для дошкольных и школьных учреждений.
Но в ориентации на сугубо национальные аспекты образования заложена возможность негативных последствий, которые надо учитывать.
Исследование показало, что даже в тех местах, где представители той или иной национальности проживают компактно, с небольшим энтузиазмом воспринимаются идеи создания школ на национальном языке, поскольку молодые люди, знающие в основном только свой язык, почти не имеют шансов на дальнейшее обучение в вузах, где препода45

[стр.,46]

вание идет, как правило, на русском языке.
В 38,1% случаев население в районах с этнической разнородностью относится к политике некоторых национальных вождей с опаской и настороженностью.
В жизни оренбуржцев всегда существовало лингвистическое разнообразие.
Но участники учебного процесса находились в известном смысле в ситуации, которую можно охарактеризовать как мультикультурную, но монолингвистическую.
Сегодня необходима такая модель межкультурного взаимодействия у людей, решивших связать свою судьбу с Оренбуржьем, которая бы основывалась на приоритете гуманистических ценностей (уважении национальных культур, отсутствии ксенофобии, предоставлении возможности изучать родной и русский языки, стремлении к взаимообогащению культур).
Итак, наличие полинациональных, разнопрофессиональных,
поликонфессиональных взаимопереплетающихся социокультурных групп образует едва ли не наиважнейшее своеобразие и самобытность его жизни, вызывающих необходимость формирования культуры педагогической деятельности, преодоления утилитарного технократизма, обращения человека к всесторонней культуре, к очеловечиванию знаний.
Ибо закономерность развития культуры обусловлена тем, что принадлежность личности определяется объективно существующими связями с той или иной территорией, где развиваются экономические отношения, культурой и языком, семейными и бытовыми традициями, с явлениями психологического порядка.
Каждая из этих форм связей личности с нацией имеет свое место и роль в формировании национальной специфики личности, ее
национальной ментальности: а) исторически сложившиеся черты национального характера; б) определенные национальные симпатии и антипатии; в) национальные традиции, закрепленные в культуре (как традиции национального разума, так и национальных предрассудков); г) определен46

[Back]