b) определенные национальные симпатии и антипатии; c) национальные традиции, закрепленные в культуре (как традиции национального разума, так и национальных предрассудков); d) определенные смысложизненные ценности представления о жизни и смерти, о вечных ценностях жизни и религии, о тенденциях поиска смысла жизни. Рассмотрим далее значение этнопедагогики в решении обозначенной проблемы. Её истоки следует искать в трудах Я Л . Коменского [159; 160], К.Д. Ушинского [160; 417] и многих их последователей. Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, более того, основывается на ней. Изучение психологического облика народа вытекает из практической деятельности в связи с развитием экономики, установлением культурных и политических связей. Начало изучения природы национальной психологии относится к середине XIX века. Научные основы этнопсихологии закладывали Л. Штейнталь [245], В. Вундт [93], Г. Шпет [451]. Идеи учета этнопсихологических особенностей в воспитании личности развивали Л.С< Выготский [94], А.Р. Лурия [243], П.Ф. Каптерев [169], К.Д. Ушинский [417], A.A. Потебня [337]. Особые заслуги в развитии этнопсихологии в России принадлежат Г.Г. Шпету [451], первому в 1920 г. начавшему читать курс этнопсихологии. Основное внимание ученых сосредоточивалось на функционально-исследовательском подходе, ценность которого заключается в установлении специфики проявления национально-психологических особенностей людей в их практической деятельности. Этим самым создавались условия для формирования психологической базы этнопедагогики как науки об образовании и культуре этноса. Для нас имеет важное значение учет диалектики общего и конкретного в этнопедагогике различных народов мощного рычага социоинтегративных процессов, учитываемых в воспитании культуры межнационального общения. 67 |
ные смысложизненные ценности — представления о жизни и смерти, о вечных ценностях жизни и религии, о тенденциях поиска смысла жизни и др. (152, с. 6—8). Пока потребность будущих учителей в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях народов, проживающих в Оренбургском регионе, не стала еще нормой. Наше исследование показало, что постоянный интерес к культуре других национальностей проявляют 26,8% студентов педагогического университета, 44,2% — в зависимости от ситуации, 29,0% — не проявляют. Таким образом, мы можем говорить о закономерности в формировании культуры педагогической деятельности: процесс будет тем эффективнее, чем глубже будет интерес к культуре другого народа, что необходимо требует более глубокого изучения психологических особенностей, среды обитания, традиций и т.п. людей другой национальности. «Ибо самобытные культуры, дополняющие друг друга, ценные для каждого народа и для всего человечества, тайны природы, научные открытия, новые средства производства, связи — все это общее достояние человечества» (216, с. 20). В решении обозначенной проблемы важное значение приобретает этнопедагогика. Впервые термин «этнопедагогика» был введен в 1972 г. Г. Н. Волковым. Но ее истоки следует искать в грудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и многих их последователей. Идеи учета этнопсихологических особенностей в воспитании личности развивали Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, А. Р. Лурия, А. А. Потебня, К. Д. Ушинский и др. Ими создана психологическая база этнопедагогики как науки об образовании и культуре этноса. Для нас имеет важное значение учет диалектики общего и конкретного в этнопедагогике различных народов — мощного рычага социоинтегративных процессов, учитываемых в формировании культуры педагогической деятельности. 47 |