Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 67]

b) определенные национальные симпатии и антипатии; c) национальные традиции, закрепленные в культуре (как традиции национального разума, так и национальных предрассудков); d) определенные смысложизненные ценности представления о жизни и смерти, о вечных ценностях жизни и религии, о тенденциях поиска смысла жизни.
Рассмотрим далее значение этнопедагогики в решении обозначенной проблемы.
Её истоки следует искать в трудах Я Л .
Коменского [159; 160], К.Д.
Ушинского [160; 417] и многих их последователей.
Этнопедагогика тесно связана с этнопсихологией, более того, основывается на ней.
Изучение психологического облика народа вытекает из практической деятельности в связи с развитием экономики, установлением культурных и политических связей.
Начало изучения природы национальной психологии относится к середине XIX века.
Научные основы этнопсихологии закладывали Л.
Штейнталь [245], В.
Вундт [93], Г.
Шпет [451].
Идеи учета этнопсихологических особенностей в воспитании личности развивали Л.С< Выготский
[94], А.Р.
Лурия [243], П.Ф.
Каптерев [169], К.Д.
Ушинский [417], A.A.
Потебня [337].
Особые заслуги в развитии этнопсихологии в России принадлежат Г.Г.
Шпету [451], первому в 1920 г.
начавшему читать курс этнопсихологии.
Основное внимание ученых сосредоточивалось на функционально-исследовательском подходе, ценность которого заключается в установлении специфики проявления национально-психологических особенностей людей в их практической деятельности.
Этим самым создавались условия для формирования психологической базы этнопедагогики как науки об образовании и культуре этноса.
Для нас имеет важное значение учет диалектики общего и конкретного в этнопедагогике различных народов мощного рычага социоинтегративных процессов, учитываемых в
воспитании культуры межнационального общения.
67
[стр. 47]

ные смысложизненные ценности — представления о жизни и смерти, о вечных ценностях жизни и религии, о тенденциях поиска смысла жизни и др.
(152, с.
6—8).
Пока потребность будущих учителей в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях народов, проживающих в Оренбургском регионе, не стала еще нормой.
Наше исследование показало, что постоянный интерес к культуре других национальностей проявляют 26,8% студентов педагогического университета, 44,2% — в зависимости от ситуации, 29,0% — не проявляют.
Таким образом, мы можем говорить о закономерности в формировании культуры педагогической деятельности: процесс будет тем эффективнее, чем глубже будет интерес к культуре другого народа, что необходимо требует более глубокого изучения психологических особенностей, среды обитания, традиций и т.п.
людей другой национальности.
«Ибо самобытные культуры, дополняющие друг друга, ценные для каждого народа и для всего человечества, тайны природы, научные открытия, новые средства производства, связи — все это общее достояние человечества» (216, с.
20).
В решении обозначенной проблемы важное значение приобретает этнопедагогика.
Впервые термин «этнопедагогика» был введен в 1972 г.
Г.
Н.
Волковым.
Но ее истоки следует искать в грудах Я.
А.
Коменского, К.
Д.
Ушинского и многих их последователей.
Идеи учета этнопсихологических особенностей в воспитании личности развивали Л.
С.
Выготский,
П.
Ф.
Каптерев, А.
Р.
Лурия, А.
А.
Потебня, К.
Д.
Ушинский и др.
Ими создана психологическая база этнопедагогики как науки об образовании и культуре этноса.
Для нас имеет важное значение учет диалектики общего и конкретного в этнопедагогике различных народов — мощного рычага социоинтегративных процессов, учитываемых в
формировании культуры педагогической деятельности.
47

[Back]