Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 70]

Все приведенное позволяет выделить особенности как этнонедагогики, так и этнопсихологии, важные для культуры межнационального общения, к которым мы относим: историческую обусловленность развития этноса, его исторические связи с другими этносами; адаптацию этноса к ценностям общечеловеческого (гуманистического) воспитания; коммуникативные связи, взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей; ~ культуру межэтнических отношений, складывающихся на основе мировоззрения, нравственных, эстетических, культурных ценностей.
Этнопедагогика культурна, интерсоциальна по своей сущности, ее демократизм выступает основой культуры межнационального общения.
Этнопедагогика показывает пути воспитания молодежи в уважении общечеловеческой культуры.
«Говорят: нельзя на деле любить человечество или служить ему это слишком отвлеченно и неопределенно,
писал В.
Соловьев.
Конечно, человечество не может быть ощутительным предметом любви, но это и не требуется: довольно, если мы свой народ (или ближайшую социальную среду) любим по-человечески, желаем ему тех истинных благ, которые не суживают, а расширяют его собственную жизнь, поднимают его нравственный уровень.
При таком истинном патриотизме служение своему народу есть вместе с тем и служение человечеству, хотя бы об этом последнем мы и не имели никакого ясного представления»
[391, с.
372].
Концепция и рамки гурланитарного образования, к которому мы относим и педагогическое, в России пока только складываются, и многие его аспекты, в частности культурология и этнокультурология, еще не разработаны в достаточной мере.
Существуют такие позиции и формулы, которые трактуют школу только в варианте национальной.
Они отразились на логике как базисного учебного плана, так и стандартов
образования.
В 70
[стр. 50]

В этнопедагогике всех народов огромное значение в воспитании придавалось традициям.
Традиция организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, — отмечает Г.
Н.
Волков.
Они выполняют интеграционные функции: ничто гак не объединяет народ, как традиции.
Достижение соглашения между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой (71, с.
51).
Культурные традиции народов — мощнейший фактор воспитания гуманистической личности.
В этом диалектическая сущность народного воспитания.
Приведенное позволяет выделить особенности как
этнопсихологии, так и этнопедагогики, важные для культуры педагогической деятельности, к которым мы относим: историческую обусловленность развития этноса, его исторические связи с другими этносами; адаптацию этноса к ценностям общечеловеческого (гуманистического) воспитания; коммуникативные связи, взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей; культуру межэтнических отношений, складывающихся на основе мировоззрения, нравственных, эстетических, культурных ценностей.
Анализ материалов показывает, что на уровне народной педагогики нет никаких оснований для непризнания какой-либо из культур.
Демократия — основа взаимопонимания, терпимости в отношениях между народами, объединенными местом проживания.
По своей сущности этнопедагогика культурна, интерсоциальна, ее демократизм выступает основой культуры педагогической деятельности (57, 84).
Этнопедагогика открывает пути воспитания молодежи в уважении общечеловеческой культуры.
«Говорят: нельзя на деле любить человечество или служить ему — это слишком отвлеченно и неопределенно, —
50

[стр.,51]

писал Вл.
Соловьев.
— Конечно, человечество не может быть ощутительным предметом любви, но это и не требуется: довольно, если мы свой народ (или ближайшую социальную среду) любим по-человечески, желаем ему тех истинных благ, которые не суживают, а расширяют его собственную жизнь, поднимают его нравственный уровень...
При таком истинном патриотизме служение своему народу есть вместе с тем и служение человечеству, хотя бы об этом последнем мы и не имели никакого ясного представления»
(294, с.
216).
Ведущими идеями нравственного воспитания в этнопедагогике народов, населяющих Оренбуржье, являются патриотизм, интернационализм, трудолюбие, гуманизм, коллективизм, дружба и товарищество, мужество и смелость, честность и правдивость, скромность и доброта (96, 152).
В процессах самоидентификации оренбургской молодежи сейчас идут разноплановые процессы.
Это многообразие складывается под воздействием событий, происходящих в экономике, культуре и политике всей России.
Для молодежи Оренбуржья характерна этническая идентичность, в то же время отмечается определенная ослабленность гражданского идентитета.
На вопрос: «Можно ли сегодня российскому гражданину гордиться своей страной и тем, что он гражданин России?» мы получили такие ответы: «очень горжусь страной» — 12%; «очень горжусь тем, что я гражданин России» — 19%.
Это расхождение в 7% требует специальной интерпретации.
38,3% гордятся своей семьей.
Таким образом, тех, чьим предметом гордости является страна, почти втрое меньше, чем гордящихся прежде всего своей семьей (132).
Нам представляется, что подобное расхождение в индивидуальном и общественном сознании возникает тогда, когда реальная действи51

[стр.,66]

государственного интереса в обеспечении и поддержании державной (и местно-территориальной) безопасности.
Концепция и рамки гуманитарного образования в России пока только складываются, и многие его аспекты, в частности культурология и этнокультурология, еще не разработаны достаточно — бытуют такие позиции и формулы, которые трактуют школу только в варианте национальной.
Они отразились на логике как базисного учебного плана, так и стандартов
профессионального образования.
В случае школьного образования структура и содержание практически всего гуманитарного блока отдаются на усмотрение региона, а в случае профессионального образования — так называемого регионального компонента.
С таким подходом трудно согласиться по ряду причин: а) не обеспечивается баланс национального, общероссийского и общемирового в структуре гуманитарного образования, а также согласованность его концепции на уровне школы и педагогического образования; б) не выдерживает критики отправная идея, заключающаяся в том, что «любая школа национальна по сути».
Школа современного постиндустриального и открытого общества — это социальный институт цивилизации, и в ней неизмеримо больше общечеловеческого, нежели национально-специфического.
Более того, национально-культурное развитие, по сути, представляет собой исторический процесс непрерывного осмысления своего духовного потенциала в русле цивилизационных процессов, в диалоге с другими культурами.
Если исходить из таких позиций, школа может выполнить национальные задачи лишь в такой мере, в какой она общечеловечна.
Развивающейся моделью должна быть инновационная поликультурная модель национальной школы.
Она имеет преимущества по сравнению с традиционными ассимилирующей и компенсирующей моделями.
66

[Back]