В Оренбургском регионе, как и в России в целом, существуют необходимые и достаточные предпосылки воспитания культуры межнационального общения студента на основе этнопедагогического подхода. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ Социокультурные предпосылки воспитания культуры межнациональною общения студента на основе этнопедагогического подхода связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, 'творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование её живой «переводчик» и транслятор. Ценности, выступающие субстанциональной основой культуры, имеют идеально-духовную природу, но находят свою объективацию, реализуются в деятельности людей. В педагогическом плане важен другой аспект деятельностной концепции культуры, а именно соотношение социального и культурного в деятельности. Развитие культуры связано также с личностью, её активной творческой деятельностью. Изменяя мир, человек изменяется и сам, совершенствует свои способности, потребности, обогащает знания, мировоззрение, социальные чувства, то есть свои сущностные силы. В этом случае речь идёт о целостности культуры и личности и о соответствии канала образования свойствам культуры. Таким образом, деятельностно-личностная сущность содержания культуры основа, исходное условие воспитания культуры межнационального общения студента. 96 |
На таком философско-антропологическом основании утвердилась широко признанная в середине 60-х годов дескриптивная (или суммативная, аксиологическая) концепция культуры, определявшая последнюю как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Слабые эвристические потенции подхода: отсутствие критериев, а потому значительная доля субъективизма в различении ценностей и неценностей — привели к созданию иных трактовок культуры в рамках философии. Приведем лишь некоторые из множества определений культуры: это универсальный способ человеческого бытия; культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М. С. Каган); способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев); совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В. П. Тугаринов); способ человеческой деятельности (Э. А. Верб, Э. С. Маркарян, В. С. Семенов), характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (Л. А. Волович); культура — общение людей различных культур; для личности культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления» (М. М. Бахтин, В. С. Библер). Существо культуры — не в материальных достижениях, а в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, А. Швейцер). В культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и 20 мышления. Именно такое понимание культуры мы будем иметь в виду при рассмотрении культуры педагогической деятельности, определяя учителя как цель, как человека культуры (творящую личность, творца культуры), педагогическую деятельность как культуросообразную. Итак, социокультурные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. (О культуре и нормах деятельности см. подробнее 1.4.) Исследования уральской школы философов-культурологов (В. Л. Бенин, Г. Е. Зборовский, Л. Н. Коган), доказавших, что существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности, позволили нам выделить культуру педагогической деятельности в качестве предмета исследования. Диагностическое изучение наличия знаний «первого порядка» — знаний, характеризующих любого культурного человека, но необходимых как ценностное основание для выработки знаний собственно педагогических — «второго порядка», дало противоречивую картину. Лишь 4,2% студентов считают, что учитель должен иметь широкую философско-методологическую и культурологическую подготовку. 11,6% студентов вообще исключили ее из числа обязательных. Большинство из них уверены в том, что для учителя «предостаточно знать преподаваемый предмет». Между тем стали очевидными неготовность студентов к самостоятельному поиску ответов на сложные вопросы исторического прошлого и современности; узкий кругозор, малая начи35 ное непонимание сути проблемы, что актуализирует деятельность научного сообщества в ее разработке. Как видим, суждения респондентов о разнице между педагогической деятельностью и культурой педагогической деятельности говорят о значительном непонимании сути проблемы, что актуализирует деятельность научного сообщества в ее разработке. Выводы Культура педагогической деятельности — это объективное, прогрессивное, обусловленное явление. Его обусловленность выступает в виде социальных, этнокультурных и этнопедагогических, теоретикопрактических предпосылок. Социальные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. Предпосылки культуры педагогической деятельности, исходя из этнокультуры и этнопедагогики, состоят: в исторической связи развития этносов со средой обитания; в адаптации этносов к общечеловеческим ценностям; в культуре межэтнических отношений; требующих использования в воспитании национальных традиций конкретных народов, проживающих в данном регионе, городе, селе. 89 |