102 Следует отметить, что такая норма становится общественной ценностью, отражающая баланс экономических интересов в обществе. Эта норма не выбирается из нескольких и не навязывается извне она является продуктом совместной творческой деятельности, носящей ярко выраженный институциональный характер. Исходя из выше названной теоретической посылки, мы можем определить: а) благосостояние как ценностная норма; б) благосостояние как результат межличностных взаимодействий. Общеизвестно, что основой благосостояния человека является удовлетворение его потребностей. Согласно классическому анализу материальные потребности лежат в основании всей пирамиды ценностей индивида. Современное общество не уничтожает данный постулат, но в рамках постиндустриализма материальные потребности большинства людей практически в полном объеме удовлетворяется за счет относительно непродолжительного рабочего времени. Удовлетворение в достаточно полной степени материальных потребностей побуждает людей искать новые предпосылки для хозяйственной деятельности, и формируют новую мотивационную систему индивидуума и общества в целом. Человек, освобожденный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, выходящего за пределы присвоения тем или иным способом. Конечно, новая система ценностей не возникает мгновенно и лишь постепенно воспринимается обществом как всеобщая модель поведения и как процесс формирования нового мировоззрения. На пути становления нового информационного общества постепенно трансформируются мотивы и побуждающие стимулы хозяйственной деятельности человека, которая не меняет, однако, своей конечной цели достижения благосостояния. По мере развития общества комплекс производительных способностей и материальных потребностей человека трансформируется в комплекс творческих способностей и нематериальных потребностей. Творчество является наиболее совершенным : , типом активности индивида и опирается на стремление к самореализации, Ь и :и',,.' ' 1 ' ' * ‘ ' 1 '* |
54 В сфере обмена нормы поведения реализуются с учетом покупательной способности как назначаемая пена покупки или продажи товара. В целом эти нормы показывают, что человек может себе реально позволить на основании своих желаний, потребительских фантазий, производственных возможностей. В сфере потребления способности и нормы потребления благ индивидуальны, хотя и реализуются однообразно. Нормативный характер деятельности выражается через наличие средних норм потребления предусмотренных обществом для социальных групп. Эти нормы, опосредуя отношение к труду через степень удовлетворения потребностей, выражают ценности субъективного и объективного порядка личного и общественного уровней сознания. На личностном уровне с объективной стороны нормы потребления должны быть достаточны для нормального возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, а с субъективной стороны они выступают символами социальной принадлежности человека и стимулируют развитие его способностей к труду. На общественном уровне эти нормы определяются исходя из реально достигнутого уровня производства материальных благ на душу населения, а характер их дифференциации отражает необходимость соблюдения отраслевого, профессионально квалификационного распределения совокупной рабочей силы. Субъективно норма поведения отражает наличие индивидуальных экономических интересов, постоянно развивающихся и неизбежно приходящих в рыночной экономике в противоречие с внешними индивидуальными, коллективными, общественными интересами. Поэтому всякая индивидуальная норма поведения должна быть социализирована либо путем дальнейшей корректировки личных потребностей и интересов, либо путем изменения содержания внешней деятельности, признание новой нормы всеми контрагентами деятельности. Такая норма становится общественной ценностью, отражающая баланс экономических интересов в обществе. Эта норма не выбирается из нескольких и не навязывается извне она является продуктом совместной творческой деятельности, носящей ярко выраженный институциональный характер. Исходя из выше названной теоретической посылки, мы можем определить: • благосостояние как ценностная норма; • благосостояние как результат межличностных взаимодействий; • Благосостояние как ценностная норма. Общеизвестно, что основой благосостояния человека является удовлетворение его потребностей. Согласно классическому анализу материальные потребности лежат в основании всей пирамиды ценностей индивида. Современное общество не уничтожает данный постулат, но в рамках постиндустриализма материальные потребности большинства людей практически в полном объеме удовлетворяется за счет относительно непродолжительного рабочего времени. Удовлетворение в достаточно полной степени материальных потребностей побуждает людей искать новые предпосылки для хозяйственной деятельности, и формируют новую мотивационную систему индивидуума и общества в целом. Человек, освобожденный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, выходящего за пределы присвоения тем или иным способом. Конечно, новая система ценностей не возникает мгновенно и лишь постепенно воспринимается обществом как всеобщая модель поведения и как процесс формирования нового мировоззрения. На пути становления нового информационного общества постепенно трансформируются мотивы и побуждающие стимулы хозяйственной деятельности человека, которая не меняет, однако, своей конечной цели достижения благосостояния. По мере развития общества комплекс производительных способностей и материальных потребностей человека трансформируется в комплекс творческих способностей и нематериальных 55 потребностей. Творчество является наиболее совершенным типом активности индивида и опирается на стремление к самореализации, развитии и умножению личностных характеристик, раскрытии индивидуальной харизмы и призвания. Потребности человека есть, по сути, институционализированные нормы общественной жизни, которые формируются под влиянием глобальной тенденции исторического развития. Поскольку общественный прогресс заключается в увеличении совокупного объема творческой деятельности, соответствующая ему норма общественного поведения трактует такую деятельность, как наиболее полезную для человека и общества в целом. Глубокая институционализация этой этической нормы индивидом приводит к формированию у него осознанной потребности в творческой деятельности. Если же эта норма слабо институционализирована индивидом (например по причине ненадлежащего воспитания), то он не испытывает такой потребности. У такого индивида абсолютная потребность проявляется неосознанно в различных формах: от пассивного просмотра телевизионных программ до употребления алкоголя и наркотиков. Обычно, чем слабее институционализирована человеком норма об абсолютной ценности творческой деятельности, тем более патологические формы принимают вторичные потребности человека. Поэтому повышение индивидуального благосостояния состоит не столько в удовлетворении субъективных потребностей, среди которых могут находиться вредные с точки зрения развития человека и общества, сколько в содействии институционализации представления о творческой деятельности как об абсолютном благе. Основу благосостояния составляют не только внешние блага, необходимые для жизнедеятельности человека, традиционно исследуемые экономистами, но и внутренние (личные) качества индивида. Благосостояние как результат межличностных взаимодействий. Человек существо социальное, общественное, отсюда многие его потребности порождены тем, что он живет в сообществе людей, общается с 56 |