103 развитии и умножению личностных характеристик, раскрытии индивидуальной харизмы и призвания. Потребности человека есть, по сути, институционализированные нормы общественной жизни, которые формируются под влиянием глобальной тенденции исторического развития. Поскольку общественный прогресс заключается в увеличении совокупного объема творческой деятельности, соответствующая ему норма общественного поведения трактует такую деятельность, как наиболее полезную для человека и общества в целом. Глубокая институционализация этой этической нормы индивидом приводит к формированию у него осознанной потребности в творческой деятельности. Если же эта норма слабо институционализирована индивидом (например по причине ненадлежащего воспитания), то он не испытывает такой потребности. У такого индивида абсолютная потребность проявляется неосознанно в различных формах: от пассивного просмотра телевизионных программ до употребления алкоголя и наркотиков. Обычно, чем слабее институционализирована человеком норма об абсолютной ценности творческой деятельности, тем более патологические формы принимают вторичные потребности человека. Поэтому повышение индивидуального благосостояния состоит не столько в удовлетворении субъективных потребностей, среди которых могут находиться вредные с точки зрения развития человека и общества, сколько в содействии институционализации представления о творческой деятельности как об абсолютном благе. Основу благосостояния составляют не только внешние блага, необходимые для жизнедеятельности человека, традиционно исследуемые экономистами, но и внутренние (личные) качества индивида. Благосостояние как результат межличностных взаимодействий. Человек существо социальное, общественное, отсюда многие его потребности порождены тем, что он живет в сообществе людей, общается с другими людьми. Более того, формирование социальных групп, государства, общества приводит к возникновению общественных, социальных потребностей. Каждый человек в принципе обладает разумом и творческим мышлением (более или менее развитым у каждого в конкретных |
потребностей. Творчество является наиболее совершенным типом активности индивида и опирается на стремление к самореализации, развитии и умножению личностных характеристик, раскрытии индивидуальной харизмы и призвания. Потребности человека есть, по сути, институционализированные нормы общественной жизни, которые формируются под влиянием глобальной тенденции исторического развития. Поскольку общественный прогресс заключается в увеличении совокупного объема творческой деятельности, соответствующая ему норма общественного поведения трактует такую деятельность, как наиболее полезную для человека и общества в целом. Глубокая институционализация этой этической нормы индивидом приводит к формированию у него осознанной потребности в творческой деятельности. Если же эта норма слабо институционализирована индивидом (например по причине ненадлежащего воспитания), то он не испытывает такой потребности. У такого индивида абсолютная потребность проявляется неосознанно в различных формах: от пассивного просмотра телевизионных программ до употребления алкоголя и наркотиков. Обычно, чем слабее институционализирована человеком норма об абсолютной ценности творческой деятельности, тем более патологические формы принимают вторичные потребности человека. Поэтому повышение индивидуального благосостояния состоит не столько в удовлетворении субъективных потребностей, среди которых могут находиться вредные с точки зрения развития человека и общества, сколько в содействии институционализации представления о творческой деятельности как об абсолютном благе. Основу благосостояния составляют не только внешние блага, необходимые для жизнедеятельности человека, традиционно исследуемые экономистами, но и внутренние (личные) качества индивида. Благосостояние как результат межличностных взаимодействий. Человек существо социальное, общественное, отсюда многие его потребности порождены тем, что он живет в сообществе людей, общается с 56 57 другими людьми. Более того, формирование социальных групп, государства, общества приводит к возникновению общественных, социальных потребностей. Каждый человек в принципе обладает разумом и творческим мышлением (более или менее развитым у каждого в конкретных исторических условиях). Поэтому каждый индивид внутренне полагает себя способным и стремиться с одной стороны к самостоятельной организации жизнедеятельности и проявлению творческой инициативы, а с другой требует справедливого отношения к себе как полноценному элементу общей социальной системы, признание себя в полной мере думающим и сообразительным индивидуумом, «не хуже чем другие». В современном мире, определяющим условием благосостояния личности являются его воспитание и образование, а основными общественными институтами, формирующими будущее благосостояние, становится семья и школа. Чем более развит человек, тем больше степень его индивидуализации, тем больше его возможность обогащать своими личностными качествами других людей и самому изменяться в результате межличностных взаимодействий. Обретение индивидом новых личностных качеств требует от него творческих усилий, поэтому в результате межличностного воздействия происходит развитие индивида, что создает предпосылки для увеличения его благосостояния. Способность индивида испытывать межличностные воздействия, т.е изменяться в результате таких воздействий, тесно связана со способностью оказывать межличностные воздействия на других людей. Творческие способности человека закладываются в раннем возрасте и являются результатом межличностных воздействий со стороны родителей, учителей и пр. Если человек с детства не восприимчив к воспитанию и обучению то уровень его творческого развития будет низок, а следовательно, и низок уровень благосостояния. Таким образом, экономическая категория индивидуального благосостояния предстает как совокупность общественных отношений, возникающих на базе субъективных оценок условий удовлетворения |