Проверяемый текст
Мурыгина Надежда Викторовна. Формирование институциональных основ российской модели благосостояния (Диссертация 2006)
[стр. 27]

27 нормах и пр.
Каждая из существующих в обществе этических систем может служить основой для некоторой институциональной модели благосостояния.
В методологическом плане имеются два пути построения институциональных теорий благосостояния.
Первый путь построения институциональной теории благосостояния основан на принципе методологического плюрализма и состоит в открытом признании субъективности любой институциональной теории благосостояния.
В этом случае в качестве базовой может быть принята любая этическая система, удовлетворяющая субъективным взглядам экономистаисследователя, при этом любая другая теория благосостояния, построенная
на базе иной этической системы, будет иметь равное право на существование.
Второй путь состоит в установлении «эталонной» этической системы, которая принимается в качестве единственной основы для построения теории благосостояния.
Сторонники такого подхода ставят перед собой цель доказать, что их выбор является единственно правильным, т.е.
объективным.
Для этого они нередко обращаются к анализу биологической природы человека и используют результаты этого анализа в качестве естественнонаучного обоснования своих концепций.

Важнейшие явления рыночной экономики, такие как собственность, спрос и другие, объяснялись им воздействием инстинкта мастерства, корни которого лежат в биологической природе человека.

В настоящее время психобиологические исследования все чаще признаются экономистами в качестве объективной основы экономических теорий.
Теория общественного прогресса это институциональная теория благосостояния, основанная на эталонной этической системе.
Понятие общественного прогресса означает направление развития общества, которое является желательным с точки зрения выбранной эталонной этической системы.
При этом допускается, что большинство членов общества может не разделять данную концепцию общественного прогресса.
В основе эволюционной теории общественного прогресса лежит эталонная этическая система, построенная на анализе процесса эволюции живой природы.
Сторонники этого подхода распространяют на
ф общественное развитие такие черты биологической эволюции, как борьба за
[стр. 33]

33 С советскими экономистами можно согласиться в вопросах о необходимости достижения высшей формы общественного благосостояния всестороннего развития личности, но в советской России это носило, прежде всего идеологический характер.
Следует заметить, что в процессе производства возникает экономическое неравенство, которое общество не в силах преодолеть.
Однако оно может в процессе распределения, особенно перераспределения материальных благ и услуг, уменьшить негативные моменты социально-экономического неравенства.
Так возникает идея государственного регулирования социальных и экономических процессов.
Большой вклад в развитие теории благосостояния внесли представители институционализма (Т.
Веблен, У.
Митчелл, Д.
Гэлбрейт, Я.
Тинберген, Г.
Мюрдаль).
В институционализме богатство больше всего сопряжено с наличием знаний и обладанием разнообразия технологий.
Институциональный подход к определению благосостояния заключается в том, что сущность человека так такового выводится из анализа развития институтов на протяжении длительного исторического периода.
На основе выявленной сущности формулируется базовый этический критерий, на котором строится теория благосостояния.
Институциональный подход, фокусирует свое внимание на сложившихся в обществе традициях, представлениях, этических нормах и пр.
Каждая из существующих в обществе этических систем может служить основой для некоторой институциональной модели благосостояния.
В методологическом плане имеются два пути построения институциональных теорий благосостояния.
Первый путь построения институциональной теории благосостояния основан на принципе методологического плюрализма и состоит в открытом признании субъективности любой институциональной теории благосостояния.
В этом случае в качестве базовой может быть принята любая этическая система, удовлетворяющая субъективным взглядам экономистаисследователя, при этом любая другая теория благосостояния, построенная


[стр.,34]

34 на базе иной этической системы, будет иметь равное право на существование.
Второй путь состоит в установлении «эталонной» этической системы, которая принимается в качестве единственной основы для построения теории благосостояния.
Сторонники такого подхода ставят перед собой цель доказать, что их выбор является единственно правильным, т.е.
объективным.
Для этого они нередко обращаются к анализу биологической природы человека и используют результаты этого анализа в качестве естественнонаучного обоснования своих концепций..

Примером служит теория социальных инстинктов, предложенная основателем институционализма Т.
Вебленом.
Важнейшие явления рыночной экономики, такие как собственность, спрос и другие, объяснялись им воздействием инстинкта мастерства, корни которого лежат в биологической природе человека.

Для Веблена борьба двух предпринимателей за обладание материальным богатством аналогична сражению двух самцов стада за обладание самкой.
3.
Фрейд также опирался на анализ биологической природы человека при построении концепции человека.
В настоящее время психобиологические исследования все чаще признаются экономистами в качестве объективной основы экономических теорий.
Теория общественного прогресса это институциональная теория благосостояния, основанная на эталонной этической системе.
Понятие общественного прогресса означает направление развития общества, которое является желательным с точки зрения выбранной эталонной этической системы.
При этом допускается, что большинство членов общества может не разделять данную концепцию общественного прогресса.
В основе эволюционной теории общественного прогресса лежит эталонная этическая система, построенная на анализе процесса эволюции живой природы.
Сторонники этого подхода распространяют на
общественное развитие такие черты биологической эволюции, как борьба за выживание, наследование и обретение признаков, дифференциация и усложнение органов и др.

[Back]