Проверяемый текст
Мурыгина Надежда Викторовна. Формирование институциональных основ российской модели благосостояния (Диссертация 2006)
[стр. 90]

90 сверху правила (А.
Олейник выделяет в связи с этим, помимо других, особый вид издержек издержки рассогласования
институтов61).
Сосуществование двух различных нормативных систем приводит к ситуации, когда человек, с одной стороны, вынужден в определенных случаях демонстрировать свою приверженность формальным правилам, а с другой в повседневной жизни следовать неформальным нормам.
Отсюда проблема «двоемыслия», то есть «публичной демонстрации приверженности к принятым в обществе идеалам и нормам,
которые могут не соответствовать внутренним убеждениям индивидов и даже вступать в противоречие с их реальным поведением»62.
Очень важно ликвидировать эту систему двойной морали, всячески поощряя и законодательно закрепляя деятельность отраслевых ассоциаций, обществ и партнерств.

Следует отрегулировать совместную деятельность общественных и государственных, в частности налоговых, ведомств.
Несомненно, что общество поддержит достаточно жесткие меры государственных органов по отношению к нарушителям институциональных ограничений, если последние будут соответствовать моральным нормам народа и его историческим традициям.
При этом необходима и широкомасштабная государственная программа идеологической поддержки таких мероприятий.
Функцию формальных институтов при втором варианте развития событий берут на себя неформальные (или мафиозные) структуры, которые ориентируются не на закон, а на неформальные нормы.
Например, мафия обеспечивает доверие в тех сделках, в которых необходимое доверие не может быть обеспечено ни фактом личного знакомства участников, ни государством.
Мафиозные структуры выполняют также третейские функции при возникновении конфликтов, защищают зафиксированные неформальным образом права собственности, предотвращают опасности, исходящие от
61 Олейник А.
Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и Международные отношения.
-1998.
1.
С.
23.
62 Хлопин А.
Феномен «двоемыслия»: Запад и Россия (особенности ролевого поведения) // Общественные науки и современность.
-1994.
-№ 3.
С.
51.
, '
■ , ' » ч»» ' 'Ь1
[стр. 118]

118 сохраняющее за собой право вмешиваться в любой аспект обыденной и частной жизни людей." После формального закрепления новых правил возможны два варианта развития событий.
Первый реализуется в том, случае, если новые правила не противоречат преобладающим в обществе неформальным нормам.
Другими словами, в обществе существуют предпосылки для эволюции институтов в желательном направлении, но в силу различных обстоятельств эта эволюция тормозится и появляется необходимость ускорить естественный процесс.
Второй вариант развития событий возникает тогда, когда новые правила противоречат требованиям существующих неформальных норм, и особенно в тех случаях, когда, при отсутствии государственного или других регулирующих механизмов, эти неформальные нормы проникают в повседневную жизнь человека, становятся определяющими в его поведении.
Рассогласование между неформальными нормами и формальными правилами приводит к двусмысленному положению, когда никому не выгодно следовать предписаниям потенциально более эффективных формальных правил.
Причем, чем больше степень рассогласования, тем сильнее люди стремятся игнорировать навязанные сверху правила (А.
Олейник выделяет в связи с этим, помимо других, особый вид издержек издержки рассогласования
институтов'00).
Сосуществование двух различных нормативных систем приводит к ситуации, когда человек, с одной стороны, вынужден в определенных случаях демонстрировать свою приверженность формальным правилам, а с другой в повседневной жизни следовать неформальным нормам.
Отсюда проблема «двоемыслия», то есть «публичной демонстрации приверженности к принятым в обществе идеалам и нормам, * *
"Найшуль В.
Либерализм и экономические реформы И Мировая экономика и Международные отношения.
1992.-№8.-с.
77.
00Олейник А.
Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и Международные отношения.
1998.
I.
с.
23.


[стр.,119]

119 которые могут не соответствовать внутренним убеждениям индивидов и даже вступать в противоречие с их реальным поведением».101 * Очень важно ликвидировать эту систему двойной морали, всячески поощряя и законодательно закрепляя деятельность отраслевых ассоциаций, обществ и партнерств, определяющих правила и кодексы поведения своих членов в определенных областях, наподобие НАУ ФОР (операции на рынке акций), АУВЕР (операции с векселями), отраслевых третейских судов, территориальных земских организаций и других общественных институтов.
Следует отрегулировать совместную деятельность общественных и государственных, в частности налоговых, ведомств.
Несомненно, что общество поддержит достаточно жесткие меры государственных органов по отношению к нарушителям институциональных ограничений, если последние будут соответствовать моральным нормам народа и его историческим традициям.
При этом необходима и широкомасштабная государственная программа идеологической поддержки таких мероприятий.
Функцию формальных институтов при втором варианте развития событий берут на себя неформальные (или мафиозные) структуры, которые ориентируются не на закон, а на неформальные нормы.
Например, мафия обеспечивает доверие в тех сделках, в которых необходимое доверие не может быть обеспечено ни фактом личного знакомства участников, ни государством.
Мафиозные структуры выполняют также третейские функции при возникновении конфликтов, защищают зафиксированные неформальным образом права собственности, предотвращают опасности, исходящие от
102 «неорганизованных» криминальных элементов.
Сочетая нелегальные виды бизнеса с легальными, мафия предпочитает использовать «цивилизованные», хотя и незаконные методы реализации своих интересов собственно коррупцию государственных служащих и политических деятелей, практикующих «извлечение противоправного дохода 101Хлопин А.
Феномен «двоемыслия»: Запад и Россия (особенности ролевого поведения) // Общественные науки и современность.
1994.
№ 3.
с.
51.

02 Г.
Подлесских, А.
Терешонок.
Воры в законе: бросок к власти, М., 1995.
с.
191-193,203-205.

[Back]