Проверяемый текст
Лазарева, Елена Владимировна. Пожизненная рента в гражданском праве России (Диссертация 2005)
[стр. 15]

15 сложность в оформлении сделок и расторжении договоров, но это не являлось непреодолимым препятствием к тому, чтобы подобные сделки имели место.
По свидетельству Е.Т.Соловьева акты продажи дома с проживанием в нем продавца до смерти и его содержанием, часто встречались в Поволжье1.
Правила о ренте были включены в Проект Гражданского Уложения.
В Проекте были предусмотрены два вида договора пожизненный доход (рента) и пожизненное содержание.
Договор пожизненного содержания того времени во многом схож с современным договором пожизненного содержания с иждивением.
Обязанностью плательщика по договору являлось предоставление жилья, пищи, одежды, уход в случае болезни.
Право пожизненного содержания не могло быть уступлено.
Отличие рассматриваемого договора от современного института пожизненного содержания заключается в том, что по нормам Проекта предметом договора могло быть как недвижимое, так и движимое имущество, включая деньги.
Последняя редакция Проекта не была принята в качестве закона сначала из-за первой мировой войны, а затем по причине революции.
В связи с этим еще долгое время договор пожизненного содержания не мог найти отражение в нормах гражданского законодательства.
В законодательстве России после 1917 года отсутствовало понятие ренты.
Гражданский кодекс 1922 года не содержал норм о договоре с условием пожизненного содержания.
Законодатель не видел необходимости закрепления в законе договорных форм приобретения пожизненного содержания.
Так, согласно Разъяснениям III отдела НКЮ № 1103 от 12/Х-23 г.
не допускалось включение в договор о продаже немуниципального дома условий о том, что покупатель обязуется кормить продавца до самой смерти или предоставить ему право безвозмездного проживания в проданном доме2.

1 См.: Соловьев Е.Т.
Очерки народного юридического быта.
Казань, 1893.
С.
82,91.
2 См.: Вавин Н.
Г.
Сделки со строениями.
М., 1926.
С.
112.
[стр. 20]

Интересной представляется норма о том, что предоставленное содержание должно соответствовать потребностям и положению лица, принимающего содержание.
Нормы о пожизненном доходе применяются и при заключении договора о пожизненном содержании.
Отсюда напрашивается вывод о том, что пожизненное содержание предполагалось закрепить как разновидность пожизненной ренты, что, собственно, стало возможным в главе 33 ГК РФ, то есть спустя сто лет.
В законодательстве России после 1917 года отсутствовало понятие ренты.
Гражданский кодекс 1922 года не содержал норм о договоре с условием пожизненного содержания.
Законодатель не видел необходимости закрепления в законе договорных форм приобретения пожизненного содержания.
Так, согласно Разъяснениям III отдела НКЮ № 1103 от 12/Х-23 г.
не допускалось включение в договор о продаже немуниципального дома условий о том, что покупатель обязуется кормить продавца до самой смерти или предоставить ему право безвозмездного проживания в проданном доме '.

Для отображения существовавшей в то время правовой ситуации представляется интересным изложить текст данного разъяснения.
По мнению III Отдела НКЮ, следует руководствоваться следующими соображениями: «а) согласно ст.
180 ГК РСФСР по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить условленную сумму; б) цена покупки является денежным эквивалентом продаваемого предмета...
Несоразмерно высокая или несоразмерно низкая цена покупаемого имущества выявляют экономическую ненормальность такой купли-продажи.
Либо эта сделка притворна, прикрывая фактическое дарение, либо она явно невыгодна для одной из сторон и заставляет подозревать ростовщический элемент; в) советское Вавин Н.
Г.
Сделки со строениями.
М., 1926.
С.
112.

[Back]