Проверяемый текст
Голикова, Анна Николаевна. Договор ренты в гражданском праве (Диссертация 2005)
[стр. 40]

40 о том, что среди ученых-цивилистов существуют различные мнения по этому вопросу.
Ключевое значение при этом придается включению договора в число реальных или консенсуальных.
Многие из них, указывая на реальный характер договора
пожизненного содержания с иждивением, определяют его как односторонний1.
Сторонники консенсуальности договора пожизненного содержания с иждивением признают его двусторонним и взаимным, т.е.
исполнение получателем ренты своего обязательства по передаче имущества возможно только после заключения договора2.

По мнению О.С.
Иоффе, считавшего договор пожизненного содержания консенсуальным, определение договора как одностороннего или взаимного следует ставить в зависимость от момента передачи дома.
О.С Иоффе объяснял свою позицию тем, что если дом передан до государственной регистрации, то договор следует считать односторонним, если же передаче дома предшествовала государственная регистрация, то договор будет взаимным, так как возлагает обязанность на отчуждателя передать
дом3.
Придерживаясь мнения сторонников реальной конструкции договора ренты, на наш взгляд, следует признать его односторонне обязывающим, так как после передачи имущества получатель ренты не несет по договору никаких обязанностей, обладая лишь правами.
Характерным признаком договора
пожизненного содержания с иждивением является его алеаторность.
В настоящее время в Французском Гражданском кодексе и Германском Гражданском уложении договор ренты помещен перед договорами на проведение игр и пари, поскольку подобные договоры также относятся к 1 См.: Рясенцев В.А.
Указ.
соч.
С.
28; Советское гражданское право:
Учеб.
Ч.
2 / Под ред.
Маслова В.Ф., Пушкина А.А.
Киев, 1983.
С.
337; Советское гражданское право: Учеб.
Т.
2 / Под ред.
Красавчикова О.А.
М., 1973.
С.
21.
2 См.: Бахарева Ю.В.
О правовой природе договора ренты // Юридический мир.
М., 2001.
№ 12.

3 См.: Иоффе О.С.
Указ.
соч.
С.
293.
[стр. 43]

43 ключевое значение при этом придается включению договора в число реальных или консенсуальных.
Многие из них, указывая на реальный характер договора
ренты, определяют его как односторонний обязывающий.5 Сторонники консенсуальности договора ренты признают его двусторонним и взаимным, т.е.
исполнение получателем ренты своего обязательства по передаче имущества возможно только после заключения договора.

А, по мнению О.С.
Иоффе, считавшего договор пожизненного содержания консенсуальным, определение договора как одностороннего или взаимного следует ставить в зависимость от момента передачи дома.
О.С Иоффе объяснял свою позицию тем, что если дом передан до государственной регистрации, то договор следует считать односторонним, если же передаче дома предшествовала государственная регистрация, то договор будет взаимным, так как возлагает обязанность на отчуждателя — передать
дом.5 Придерживаясь мнения сторонников реальной конструкции договора ренты, на наш взгляд, следует признать его односторонне обязывающим, так как после передачи имущества получатель ренты не несет по договору никаких обязанностей, обладая лишь правами.
Характерным признаком договора
ренты является его алеаторность (alea игральная кость), которая выделяется как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что впервые на алеаторный характер договора ренты указывалось в Кодаксе Наполеона, где помимо договора пожизненной ренты в титул XII главы III «Рисковые сделки» отнесились игры, пари, договор страхования, морской заем (ст.1964).
56Рясенцев В.А.
указ.
Соч.
с.28; Советское гражданское право,
под ред.
Маслова В.Ф., Пушкина А.А.
4.2, Киев, 1983г.
с.337; Советское гражданское право, под ред.
Красавчикова О.А., М.1973г., т.2, с.21.
57См., например: Бахарева Ю.В.
О правовой природе договора ренты.// Юридический мир, М.:2001г., №12
58Иоффе О.С.
указ.
Соч.
с.
293.


[стр.,55]

55 правилами главы о ренте и не противоречит существу договора ренты.
Нормы ГК РФ, содержащие обязанность передать товар, не применимы к договору ренты и противоречат ее реальной модели, в которой передача имущества является правообразующим фактом, и с этого момента начинают действовать правила договора, до передачи товара право требования не может возникнуть.
Глава 33 ГК РФ не предусматривает специальный порядок передачи предмета ренты.
Согласно ст.458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной либо в момент вручения товара покупателю (указанному им лицу) или предоставления товара в распоряжение покупателя в месте его нахождения, с указанного момента риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя (ст.459 ГК РФ).
По договору ренты риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного под выплату ренты, лежит на собственнике, т.е.
на плательщике постоянной или пожизненной ренты.
То есть предполагается общая презумпция ст.223 ГК РФ либо субсидиарное применение норм договоров купли-продажи или дарения.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Договор ренты является возмездным, так как предусматривает встречное удовлетворение; реальным, так как право требования о выплате рентных платежей возникает у получателя лишь после передачи принадлежащего ему имущества в собственность плательщика ренты; односторонне обязывающим, так как после передачи имущества получатель ренты не несет по договору никаких обязанностей, обладая лишь правами; алеаторным, поскольку элемент риска присутствует во всех видах договора ренты, размер рентных платежей в сумме может быть как больше, так и меньше стоимости имущества, переданного од выплату ренты; длящимся, так как предполагает систематическое длительное исполнение

[Back]