Проверяемый текст
А.А.БАЕВ, В.Н.ГРИГОРЬЕВ; ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ГРУПП ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / Лекция Москва - 1994
[стр. 46]

именно кустовые выборки.
Не случайно известные «таблицы Видонова» с положительным эффектом использовались в одних регионах (крупные центры Поволжья и Сибири) и не получили распространения в других (сельская местность, Кавказ, мегаполисы Москвы и Санкт-Петербурга).
Мы не можем в полной мере согласиться с выводами Н.
С.
Полевого и А.
М.
Ларина о невозможности использования «единичных» фактов для формирования криминалистической характеристики отдельного вида преступлений.
В особенности это характерно для захвата заложников.
Ведь если такой факт имел место (преступление совершено определенным способом), то он, рано или поздно, должен повториться.
Так, широкий общественный резонанс произвел захват заложников 23 декабря 1993 г.
в
Ростове-на-Дону и последующие действия преступников, связанные с перелетом в вертолете вместе с заложниками по СевероКавказскому региону.
Данное преступление и действия правоохранительных органов при этом явились предметом серьезного
анализа57.
В 1994 г.
в районе Минеральных Вод трижды совершались аналогичные преступления 26 мая, 28 июня и 28 июля.
Во всех случаях преступники задерживали заложников в автобусах и по их требованию
им предоставлялся вертолет и валюта.
Кроме того, в том же году происходили захваты заложников самолета во время полета.
Такие случаи отмечены 25 октября в Махачкале,
со 24 октября в Ставрополе и Сыктывкаре .
Для криминалистической характеристики значение имеют действия террористов с точки зрения возникновения умысла и его реализации.
В 57 См., напр.: указанные выше работы проф.
В.
Н.
Григорьева, в том числе его диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.
58 Учитывая тяжесть данного вида преступления, Правительство Российской Федерации 30 июля 1994 г.
приняло постановление «О Федеральной системе обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», которым предусмотрена координация действий министерств и ведомств в вопросах авиационной безопасности, в том числе при захватах и угонах воздушных судов.
Руководство оперативными штабами возлагается на уполномоченных должностных лиц Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.
Значительную роль при проведении операций по освобождению заложников из летательных аппаратов играют подразделения органов внутренних дел, в том числе и следственный аппарат.
[стр. 20]

9.
Телеграмма ЦБ РФ N 129-92 от 4 июня 1992 г.
10.
Справочник "Расчетно-кассовые центры и обслуживаемые ими учреждения банков на территории РСФСР", издан ЦБ РФ, 1991г.
11.
Инструкция "О порядке установления, соединения и обработке сообщений по сети абонентского телеграфирования" Министерства связи СССР от 30.05.87г.
(Москва "Радио и Связь", 1988).
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ А.А.БАЕВ, В.Н.ГРИГОРЬЕВ ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ГРУПП ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Лекция Москва 1994 ПРЕДИСЛОВИЕ В последние годы правоохранительным органам все чаще приходится сталкиваться с таким видом преступления как захват заложников.
Особенно опасны захваты и содержание заложников в воздушных судах, которые могут происходить как в воздухе так и на земле.
Широкий общественный резонанс произвел захват заложников 23 декабря 1993 года в
г.Ростове-на-Дону и последующие действия преступников, связанные с перелетом в вертолете вместе с заложниками по Северо-Кавказскому региону.
Данное преступление и действия правоохранительных органов при этом явились предметом серьезного
разбирательства и анализа.
В соответствии с указанием Первого заместителя министра внутренних дел России от 6 января 1994 г.
N 1/53 была создана рабочая группа в составе представителей структурных подразделений центрального аппарата МВД России, ГУКВВ, Академии, Московского института, ВНИИ и Юридического института МВД России, которой поставлена задача провести комплексный анализ действий органов внутренних дел и внутренних войск в операции по освобождению заложников, захваченных в городе Ростове-на-Дону, выявить проблемы и не

[стр.,21]

достатки правового, организационно-управленческого, тактического, психологического и иного характера, подготовить предложения и рекомендации по их решению и устранению.
Для выполнения указанной задачи рабочая группа в январе 1994 выезжала в командировку в УВД Ростовской области, где проводилась аналитическая и исследовательская работа.
В частности, были изучены: нормативные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных и иных органов при возникновении криминальной чрезвычайной ситуации, связанной с захватом заложников; оперативные планы действий сил правопорядка при захвате заложников, их освобождении и задержании преступников ("Штурм", "Набат", "Гром","Сирена" и др.); организационно-управленческие, информационные, аналитические и иные материалы, представленные структурными подразделениями центрального аппарата МВД России, командованием внутренних войск, МВД/УВД, принимавших участие в специальной операции (Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Дагестан); материалы уголовного дела, дел оперативного учета и другие документы, отражающие результаты оперативно-розыскной и следственной работы; специальные видеои аудиоматериалы, публикации в прессе, сообщения и видеозаписи электронных средств массовой информации.
По специально разработанной программе проведено анкетирование различных категорий сотрудников ОВД, служб авиационной безопасности и населения, интервьюирование руководителей и непосредственных участников специальной операции, заложников, лидера организованной преступной группы.
Осуществлены выезды в места криминальных событий для ознакомления с реальными условиями и обстоятельствами, в которых проводилась операция по освобождению заложников и задержанию преступников.
Был собран значительный фактический материал, на основе которого подготовлена Аналитическая справка о действиях органов внутренних дел и внутренних войск при проведении операции по освобождению заложников, захваченных в Ростове-на-Дону 23 декабря 1993 г.
Выводы и предложения, сформулированные в справке, в целом получили одобрение руководства Министерства, по ней даны поручения начальникам различных служб и подразделений МВД РФ (N 1/661 от 16.02.94).
В 1994 году в районе Минеральных Вод трижды совершались аналогичные преступления 26 мая, 28 июня и 28 июля.
Во всех случаях преступники задерживали заложников в автобусах и по их требованию
или предоставлялся вертолет и валюта.
В дальнейшем при проведении специальных операций по освобождению заложников преступники задерживались, валюта изымалась.
В последнем эпизоде среди заложников были жертвы и пострадавшие.
Приговором Ставропольского краевого суда все три преступника по этому эпизоду осуждены к высшей мере наказания.
Расследование уголовных дел по данным эпизодам и рассмотрение их в суде выявило ряд недостатков, допущенных сотрудниками правоохранительных органов на первом этапе действий по возбужден

[стр.,22]

ному уголовному делу, в том числе и при проведении осмотра места происшествия.
Кроме того, в текущем году происходили захваты заложников самолета во время полета.
Такие случаи отмечены 25 октября в Махачкале,
24 октября в Ставрополе и Сыктывкаре.
Учитывая тяжесть данного вида преступления, Правительство Российской Федерации 30 июля 1994 года приняло постановление "О Федеральной системе обеспечения гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", которым предусмотрена координация действий министерств и ведомств в вопросах авиационной безопасности, в том числе при захватах и угонах воздушных судов.
Руководство оперативными штабами возлагается на уполномоченных должностных лиц Федеральной службы контрразведки Российской Федерации.
Значительную роль при проведении операций по освобождению заложников из летательных аппаратов играют подразделения органов внутренних дел, в том числе и следственный аппарат.

Анализу действий последнего посвящено настоящее издание.
В основу исследования положен ростовский (23 декабря 1993 года) случай как наиболее богатый различного рода ситуациями, в которых органы внутренних дел в целом справлялись с поставленными перед ними задачами.
Для сравнения и анализа использовались также результаты изучения опыта действий следственных и других подразделений и в других случаях захвата заложников в летательных аппаратах.
1.
Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ситуации, связанной с захватом заложников Захват заложника, как чрезвычайная ситуация криминального характера, влечет за собой экстремальные условия для действий служб и подразделений органов внутренних дел.
Это преступление может быть совершено в любое время суток и в любом месте.
От профессиональных действий следователей и оперативных работников в первые часы совершения захвата во многом зависит правильная квалификация действий лиц, его совершивших, и полный сбор доказательств по уголовному делу.
Ответственность за захват заложников предусмотрена статьей 126-1 УК Российской Федерации.
Эта статья введена в уголовный кодекс в 1987 году после присоединения СССР к Международной конвенции по борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года.
В соответствии с этой статьей: "Захват или удержание лица в качестве заложника, соединенное с угрозой убийством, причинением телесных повреждений или дальнейшем удержанием этого лица, в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия, как условия освобождения заложника, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет".
Часть вторая этой статьи устанавливает ответственность за подобные действия, если они повлекли тяжкие последствия, и предусматривает за них наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией

[Back]