Проверяемый текст
А.А.Закатов, С.И.Цветков; ТАКТИКА ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ / Лекция Москва - 1994
[стр. 99]

преступных структур в отношении свидетелей и потерпевших .Только 17% опрошенных следователей указали, что не сталкивались с какимилибо формами противодействия.
В числе наиболее распространенных способов противодействия расследованию
следователи отметили: подкуп, запугивание, насилие в отношении потерпевших, свидетелей, членов их семей 62%; незаконные действия защитников обвиняемых, подозреваемых 53%; попытки повлиять на ход расследования через средства массовой информации 27%; попытки воздействовать на судей в целях изменения меры пресечения или принятия иных решений, выгодных обвиняемым 24%.
Данные опроса следователей подтверждаются результатами изучения уголовных дел.
Так, в процессе расследования отказались от ранее данных показаний в сторону, благоприятную для обвиняемых: свидетели по 19% уголовных дел, потерпевшие
по 9%.
Интересно, что способы противодействия существенно отличаю
гея в различных регионах.
Так, если в провинциальных городах попытки воздействовать на ход расследования через средства массовой информации отметили не более 10% следователей, то для Московской области этот показатель составил 79%.
Говоря о криминальной ситуации
как факторе, влияющем на тактику допроса при расследовании захвата заложников, совершенного организованными преступными группами, необходимо отметить как негативное, так и позитивное влияние отдельных ее элементов на возможности следователя добиваться поставленных целей допроса.
Здесь интересны данные о
82 82 Всего было опрошено свыше 150 следователей подразделений по организованной преступности и коррупции и изучено свыше 100 уголовных дел данной категории.
Закатов А.
А , Цветков С.
И.
Тактика допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами.
М.: Методический центр МВД РФ, 1998.
С.
7-8.
[стр. 244]

доказательственной и ориентирующей информации, которую он может использовать при расследовании.
Часть адвокатов финансируется преступными структурами, путем подкупа и шантажа вовлекается в их деятельность.Такие адвокаты часто выходят за рамки закона при осуществлении защиты обвиняемых и подозреваемых.В то же время, как отмечают многие следователи, участие защитников на ранних стадиях расследования положительно сказывается на процессе доказывания, поскольку лишает обвиняемых возможности ссылаться на якобы допущенные в отношении них незаконные методы допроса.
Особенности следственной ситуации при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами, сказываются и на тактике допроса потерпевших и свидетелей.Во многом изменились потерпевшие .
Во многих случаях они сами оказываются причастными к совершению противоправных действий, в процессе расследования вступают в сговор с обвиняемыми и их представителями, подвергаются запугиванию и шантажу.
То же можно сказать и о личности свидетелей по делам о деятельности преступных структур: значительная часть свидетелей оказывается связанной с деятельностью организованной преступной группы либо проживает на территории, находящейся в сфере ее интересов; информация о свидетелях быстро становится известной участникам преступных групп, в результате чего они подвергаются тем или иным формам давления.
Предпринятое кафедрой криминалистики и уголовного процесса Московского института МВД России исследование позволило получить конкретные данные относительно противоправных действий участников преступных структур в отношении свидетелей и потерпевших.1) Только 17% опрошенных следователей указали, что не сталкивались с какими-либо формами противодействия.
В числе наиболее распространенных способов противодействия расследованию следователи отметили: подкуп, запугивание, насилие в отношении потерпевших, свидетелей, членов их семей 62%; незаконные действия защитников обвиняемых,
_______________ 1) Всего в течение 1994-95 г.г.было опрошено свыше 150 следователей подразделений по организованной преступности и коррупции и изучено свыше 100 уголовных дел данной категории.
подозреваемых 53%; попытки повлиять на ход расследования через средства массовой информации 27%; попытки воздействовать на судей в целях изменения меры пресечения или принятия иных решений, выгодных обвиняемым 24%.
Данные опроса следователей подтверждаются результатами изучения уголовных дел.
Так, в процессе расследования отказались от ранее данных показаний в сторону, благоприятную для обвиняемых: свидетели по 19% уголовных дел, потерпевшие


[стр.,245]

по 9%.
Интересно, что способы противодействия существенно отличаются
в различных регионах.
Так, если в провинциальных городах попытки воздействовать на ход расследования через средства массовой информации отметили не более 10% следователей, то для Московской области этот показатель составил 79%.
Говоря о криминальной ситуации
2 0как факторе, влияющем на тактику допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами, необходимо отметить как негативное, так и позитивное влияние отдельных ее элементов на возможности следователя добиваться поставленных целей допроса.
Здесь интересны данные о
составе преступных структур, полученные при изучении материалов уголовных дел.
Преступность профессионализируется: так, 56% обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершаемых участниками преступных структур, жили исключительно за счет средств, добытых преступным путем.
По роду занятий 2 0значительную их часть составляют работники коммерческих организаций 33%, работники частных охранных структур 10%, бывшие спортсмены 19%, работники правоохранительных органов (в том числе бывшие) 11%.
Наблюдается активное вовлечение в деятельность преступных структур несовершеннолетних среди обвиняемых они составили 10%.
Можно выделить следующие негативные факторы криминальной ситуации, затрудняющие проведение допроса обвиняемых, подозреваемых участников преступных структур и связанных с ними лиц: 1) наличие коллективных установок на противодействие органам расследования; 2) возможности преступной структуры финансировать отдельных обвиняемых, подозреваемых, а также их семьи в зависимости от позиции, занятой ими на предварительном следствии; 3) шантаж и угрозы в отношении этих лиц в зависимости от показаний, даваемых на предварительном следствии; 4) формирование в преступной структуре коллективной морали, отрицающей сотрудничество со следствием; 5) предварительная подготовка участников преступной структуры к противодействию органам расследования в период до их задержания с использованием помощи адвокатов, бывших работников правоохранительных органов, а также коррумпированных связей в этих органах; 6) возможности установления связи с задержанными и арестованными участниками преступной структуры;в результате по 85% изученных уголовных дел обвиняемые отказывались от ранее данных показаний, по 35% организатор имел возможность активно влиять на показания других соучастников; 7) активное и зачастую противозаконное противодействие защитников, участвующих в проведении допросов, установлению истины по уголовному делу ( разглашение данных предварительного следствия, запугивание и шантаж потерпевших и

[стр.,313]

в совершении преступлений, как правило остаются безнаказанными.
При опросе 64% следователей указали, что как правило к уголовной ответственности привлекаются исполнители преступлений, а организаторы уходят от ответственности.
По уголовным делам, находящимся в производстве следователей подразделений по организованной преступности, примерно только в 20% случаев выявлены организаторы преступной группы, в 4% -наводчики, в 6% лица, предоставлявшие технические средства и транспорт.
Как правило выявить и доказать существующие коррумпированные связи преступных структур не удается на это обстоятельство указали 46% следователей.
Иногда удается привлечь к уголовной ответственности организаторов, и то лишь в связи с их непосредственным участием в совершении преступлений 41%, в единичных случаях 36%.
24% следователей вообще отметили, что им никогда не приходилось привлекать к уголовной ответственности организаторов преступной деятельности (это особенно примечательно при том, что опрашивались исключительно следователи специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью, имеющие значительный стаж работы).
В анкетах подчас отмечалось, что сведения о наличии организаторов, коррумпированных связей преступных формирований при расследовании были получены,но д о к а з а т ь это в установленном в уголовно-процессуальном законе порядке не удалось.
В процессе исследования изучался вопрос о том, какие 2ка2тегории преступлений 0 являются наиболее сложными для расследования.
В настоящее время, по мнению опрошенных следователей, это преступления в сфере банковской деятельности (отметили59% опрошенных), взяточничество и коррупция (34%), групповые преступления, требующие выявления организаторов и других соучастников, преступления, связанные с деятельностью коммерческих структур (29%), квалифицированное вымогательство(26%).
Здесь Предпринятое исследование вывело еще на одну актуальную проблему, требующую особого внимания научных и практических работников активное 2противодействие преступных структур 0процессу расследования.
Еще несколько лет назад такой проблемы практически не было, а в настоящее время только 17% опрошенных следователей указали, что они не сталкивались с какими-либо формами противодействия.
В числе наиболее распространенных способов противодействия расследованию
опрошенные указали: подкуп, запугивание, насилие в отношении потерпевших, свидетелей, членов их семей 62%; незаконные действия защитников обвиняемых, подозреваемых 53%; попытки влиять на ход расследования через средства массовой информации 27%; попытки воздействовать на судей в целях принятия ими тех или иных решений, выгодных обвиняемым 24%.
Данные опроса следователей подтверждаются результатами изучения уголовных дел.
Так, в процессе расследования отказались от ранее данных показаний в сторону, благоприятную для обвиняемых: свидетели по 19% уголовных дел, потерпевшие по 9%.

[Back]