Проверяемый текст
Коломок, Оксана Ивановна. Теория проектирования системы формирования готовности студентов к развитию учебной деятельности (Диссертация 2001)
[стр. 25]

* и * действия, устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели».
Мотив же является устойчивым личностным свойством, побуждающим к совершенно определенным действиям.
Мотивы специфические реальности и несводимы к другим психологическим явлениям.
В своей работе мы исходим из взгляда на мотивацию современных философов, считающих, что «понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, интересы, потребности, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [Асеев В.Г., 1976, с.
7], и психологов, понимающих ее как «через психику реализующуюся детерминацию» [Рубинштейн
C.JL, 1957, с.
174], как систему мотивов с господством одних из них и подчинением других.
Рассмотрение мотива в структуре совершаемой деятельности осуществляется в трудах научных школ П.
К.
Анохина [Анохин П.К., 1976], А.
Н.
Леонтьева [Леонтьев
А.Н., 1975].
Представление о том, как динамическая ^ система действий, различные виды человеческой деятельности осуществляются под управлением сложного взаимодействия образа результата с ее мотивационным компонентом.
Различные виды человеческой деятельности, в том числе и учебной, как система действий соответствуют определенному мотиву, благодаря которому одна деятельность отличается от другой, имеет свой специфический характер.

В настоящее время ученые рассматривают сущность мотивации под новым углом зрения.
Главное внимание уделяется системе мотивов как * «иерархической организации всей системы побуждений с типичным для данного человека господством одних и подчинением других» [Рубинштейн С.Л., 1957, с.
268], которые определяют «общий облик мотивации в целом».
А.
Н.
Леонтьев сущность мотивации определяет таким образом: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
*
25
[стр. 87]

форма стимуляции труда, тот или иной стимул только тогда становится побудительной силой, когда превращается в мотив.
Важнейшей задачей психологии труда является изучение закономерностей такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него» [Ломов Б.Ф., 1976, с.
84].
Стимул, по мнению Ф.К.
Савиной, представляет собой лишь внешнюю побудительную силу.
Чтобы он внутренне побуждал учащегося к самообразованию, необходимо обеспечить его превращение в мотив.
Механизм такого превращения очень сложен.
Лишь при определенных условиях это происходит успешно.
Стимулирование должно опираться на формирующиеся познавательные интересы учащихся, профессиональные интересы, на уровень притязаний учащихся.
Повторно стимул применяется лишь в том случае, если раньше он оправдал себя, привел учеников к желаемым результатам [Савина Ф.К., 1973, с.
32].
Стимул, отмечает В.И.
Ковалев [Ковалев В.И., 1988], может и не превратиться в мотив, если не принимается личностью (или не отвечает какойлибо потребности человека).
В связи с этим мотивы это как бы трансформированные и обогащенные стимулами потребности.
Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят», или «не принят».
Вместе с тем мотивы могут возникать и без промежуточного звена дополнительных стимулов.
Таким образом, по мнению В.И, Ковалева, возникновеиис мотивов можно представить следующим образом: возникновение потребности се осознание осознание стимула трансформирование (при участии стимула) потребности в мотив и его осознание.
В своей работе мы исходим из взгляда на мотивацию современных философов, считающих, что «понятие мотивации у человека ...
включает в себя все виды побуждений: мотивы, интересы, потребности, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [Асеев В.Г., 1976, с.
7], и психологов, понимающих ее как «через психику реализующуюся детерминацию» [Рубинштейн
СЛ., 1957, с.
174], как систе

[стр.,88]

му мотивов с господством одних из них и подчинением других.
При этом в понятие «система» мы вкладываем философское содержание, включающее в себя следующие характеристики.
Система это «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность» [Блауберг И.В., 1970, с.
7-48].
Между ее элементами существуют системообразующие связи и отношения, благодаря которым реализуется специфическое для системы единство множество, характеризующееся иерархическим строением, определенной структурой [Тюхтин В.С., 1972, с.
11].
Система существует в определенных границах изменения ее свойств, так как «связь между компонентами настолько тесна и существенна, что изменение одного из них вызовет изменение других, а нередко и системы в целом.
Система активно воздействует на свои компоненты, преобразует их соответственно собственной природе» [Афанасьев В.Г., 1973, с.
98-111].
Целостность системы характеризуется наличием у нее новых интегральных свойств, отсутствующих у ее компонентов, г.е.
свойства системы в целом неаддитивны по отношению к свойствам ее компонентов и подсистем [Тюхтин В.С., 1972, с.
16].
В настоящее время ученые рассматривают сущность мотивации под новым углом зрения.
Главное внимание уделяется системе мотивов как «иерархической организации всей системы побуждений с типичным для данного человека господством одних и подчинением других» [Рубинштейн С.Л., 1957.
с.
268], которые определяют «общий облик мотивации в целом».
А.Н.
Леонтьев сущность мотивации определяет таким образом: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Предмет потребности материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности» [Леонтьев А.Н., 1971, с.
13], Для понимания сущности мотивации важное значение имеют работы П.К.
Анохина [Анохин П.К..
1976].
в которых мотивы рассматриваются в

[стр.,89]

связи с кибернетикой и интегральной деятельностью мозга.
При этом мотивация мыслится как «господствующее в данный момент состояние».
Мотивация не представляет собой простой суммы различных мотивов, а является целостным системным образованием с определенными интегративными свойствами, иерархией отношений между элементами, системообразующими связями функционирования, развития.
А.Н.
Леонтьев справедливо определяет отношения иерархии мотивов как главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, и считает степень иерархизированиости мотивов важнейшим параметром личности.
По его мнению, «иерархия мотивов существует всегда, на всех уровнях развития ...
даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии она не может оставаться единственной» [Леонтьев А.П., 1975, с.
201-203].
В то же время мотивационная сфера человека не представляет собой застывшей пирамиды.
Понимая иод мотивацией поведение вообще («комплекс тех моментов, которые организуют и направляют деятельность человека и проявляются в побуждениях к ней»), ПД1 Якобсон [Якобсон П.М., 1976] и другие ученые отмечают еще одну характерную особенность мотивации: то, что мотивирует поведение, не всегда выступает в форме только сознаваемых мотивов.
Рассмотрение мотива в структуре совершаемой деятельности осуществляется в трудах научных школ П.К.
Анохина [Анохин П.К., 1976], А.Н.
Леонтьева [Леонтьев
А.II., 1975].
Представление как динамическая система действий, различные виды человеческой деятельности осуществляются под управлением сложного взаимодействия образа результата с ее мотивационным компонентом.
Различные виды человеческой деятельности, в том числе и учебной, как система действий соответствуют определенному мотиву, благодаря которому одна деятельность отличается от другой, имеет свой специфический характер.

Следует отметить различные толкования понятий «мотив» и «мотивация», осуществляемые различными психологами-исследователями.
В соот

[Back]