Проверяемый текст
Поленина С.В., Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект // Москва, Издание ХПИ "ЭСЛАН", 2000
[стр. 138]

Процессы сокращения политического представительства женшин прослеживается в странах бывшего социалистического блока.
В некоторых из них доля женшин-парламентариеп снизилась в несколько (от 2 до 6) раз.
В доперестроечный период для парламентов стран СНГ и Восточной Европы был характерен значительно более высокий уровень представительности женшин.
нежели для парламентов других стран.
Иное дело, что по своей сути она носила декоративный характер и была формальна по содержанию.
В России, странах СНГ и Восточной Европы., находящихся в стадии «перехода»,
за эти годы в большинстве государств представительство женщин в парламентах существенно снизилось, а в ряде стран, в частности на Украине, продолжает иметь тенденцию к снижению.
Известно, что законы о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин (или о гендерном равенстве) приняты в ряде стран, которых относят к наиболее комфортным с точки зрения социальной защищенности и социальной ориентации государства.
Так.
в Исландии такой закон был принят еще в 1976 год,', в Данин в 1978, в Норвегии в 1979.
в Швеции в 1980, в 1987 в Финляндии.
В 1998 году уже одобрен Закон о гендерном равенстве в Литве, Эстонии и Латвии, В CIранах Северной Европы и в Литве действует Институт Омбудсмена (Уполномоченного) по реализации гендерного равенства.
Невольно просматривается прямая зависимость между тем фактом, что в Швеции и в Норвегии 40-44% женщин в парламентах и 47-50% а правительствах и долей в доходах, принадлежащей женщинам, которая составляет соответственно в Норвегии 42,2% и в Швеции 44,7% (самая высокая среди стран Северной Европы).
Характерно, что затраты только на образование в Норвегии составляют 15% от обшн.х государственных расходов, а в Швеции -11%.
Почему политическое представительство женщин в зарубежных парламентах прогрессирует? В чем причины? Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин а парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательного законодательства.
При этом наиболее значимы два момента:
[стр. 2]

В России, странах СНГ и Восточной Европы, находящихся в стадии «перехода» (правда, не очень ясно, к чему), представительство женщин в парламентах существенно снизилось.
Так, в Государственной Думе РФ женщины составляют ныне 7,6% депутатов, а в Совете Федерации имеется только 1 женщина (0,5% членов).
7,8% женщин среди парламентариев Украины, 4,5 Белоруссии и Киргизии.
Аналогичная картина и в других странах СНГ.
Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше.
В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим нельзя196 .
Во всем мире история борьбы женщин за право избирать и быть избранной в представительные органы своей страны полна драматизма.
Так, согласно Конституции США 1787 г., которая нередко подается как некий идеал демократических устремлений человечества, закреплялось право соответствующего возрастным требованиям «лица», являющегося гражданином этой страны, быть избранным в сенат и палату представителей.
Почти сто лет понадобилось для отнесения к «лицам» негров.
Поправкой XV (1870 г) установлено, что право голоса граждан США не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении.
И только в XX веке, в том числе под влиянием активной борьбы суфражисток, была принята поправка XIX (1920 г.), согласно которой право голоса граждан США не должно отрицаться иди ограничиваться Соединенными штатами или каким-либо штатом также по признаку пола.
Процесс предоставления женщинам права голоса, начавшийся в 1895 г.
в Новой Зеландии, не может считаться завершенным и до наших дней.
Так, в 1991 г.
правительство Алжира ввело новеллу так называемого «семейного голосования» (by proxy).
Мужу было предоставлено право голосовать в качестве представителя членов своей семьи, в том числе за себя, своих жен и даже взрослых детей и иных домочадцев.
Для этого ему нужно было просто показать паспорта этих лиц.
Женщины Алжира усмотрели в этом существенное умаление своих конституционных прав.
После длительной борьбы Конституционный Суд Алжира отменил постановление правительства, мотивируя это тем, что индивидуальные права человека не могут быть ущемлены во имя «коллективного блага»197 .
Само по себе предоставление женщинам права голоса еще не свидетельствует о наличии всех необходимых правовых предпосылок гендерного равноправия при принятии парламентами и местными законодательными органами политических решений.
Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин
в парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательною законодательства.
При этом наиболее значимы два момента: 1) законодательное закрепление «женских» квот либо отсутствие квот такого рода; 2) вид избирательной системы: мажоритарная, когда в каждом округе может быть избран один депутат; пропорциональная, когда число мандатов распределяется между партиями пропорционально количеству собранных по партийным опискам голосов; и смешанная.
Прямое закрепление нормативными актами той или иной страны «женских» квот явление в мире не столь уж частое.
Такой метод обеспечения гендерного равноправия имеется и успешно реализуется в Скандинавских странах198 .
Своеобразным вариантом такого же решения может быть названа несколько иная законодательная практика ряда других стран, в частности Италии.
Согласно закону № 277 от 4 августа 1993 г.
выборы в нижнюю палату Палату депутатов происходят в Италии по смешанной системе, то есть места распределяются между мажоритетной и пропорциональной частями.
Однако списки кандидатов должны обязательно формироваться путем чередования мужчин и женщин.
В каждом описке за фамилией кандидата одного пола должна обязательно следовать фамилия лица противоположного пола.
В случае, когда представляется список, оформленный иначе (мужчина мужчина; женщина женщина и т.д.), окружная избирательная комиссия прежде всего приглашает предъявителя такого списка для того, чтобы он переоформил список в соответствии с действующими нормативами.
Если это не делается, избирательная комиссия по возможности самостоятельно пытается придать списку нужную форму правильного чередования кандидатур (кандидатуры, нарушающие эту форму, вычеркиваются).
Это положение изложено в последней редакции ст.
4 Президентского декрета № 104 от 12 февраля 1994 г.199 Аналогичный метод используется в ряде стран (Дания, ФРГ и др.) для обеспечения равного представительства лиц обоего пола при выдвижении кандидатур или назначении на должность либо занятии места в образуемых или контролируемых государством органах: комиссиях, коллегиях, советах, комитетах, правлениях, наблюдательных и исполнительных органах и т.д.200 В Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой 20 ноября 1997 г., особо выделяется раздел о совершенствовании федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях.
При этом с учетом опыта ряда стран Европы рекомендовано использование разнообразных поощрительных и иных мер, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийные списки.
Первым шагом в этом направлении может быть внесение изменений и дополнений в рамочный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав.
В развитие этого следует предусмотреть норму, в соответствии с которой федеральными законами и законами субъектов РФ следует установить, что число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент из общего числа кандидатов, выдвинутых избирательным объединением.
Для избирательных объединений могут также предусматриваться дополнительные возможности, которые обеспечивали бы сбалансированное представительство мужчин и женщин в списках выдвигаемых ими кандидатов.

[Back]