Проверяемый текст
Поленина С.В., Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект // Москва, Издание ХПИ "ЭСЛАН", 2000
[стр. 172]

не нижем:.
Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование., медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и т.д.), характерен низкий
сгагус работников, ограничение возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также более низкая заработная плата, чем в среднем по народному хозяйству.
В Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой
в
ноябре 1997 г..
указывается, что для устранения дискриминационных различий на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо
поддерживав справедливые соогношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства.
Для этого следует совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры с учетом обоснованной оценки сложности труда Предлагается также пересмотреть
методик)’ оценки сложности труда различных отраслей, где традиционно занижена оценка труда отдельных специальностей, в частности, врачей, медсестер и учителей.
Кроме того, рекомендуется разработать и принять федеральный закон «О введении общего социального норматива соотношения
труда в бюджетной сфере по отношению к внебюджетной».
Гендерная сегрегация возрастает по мере продвижения мужчин и женщин по иерархической служебной лестнице.
Общеизвестно, например, что в сфере образования женщины и поныне составляют примерно две трети учителей, зато среди директоров общеобразовательных школ по-прежнему превалируют мужчины Еще более показателен в этом смысле гендерный анализ людей «в коридорах власти», проведенный руководителем сектора изучения элиты Института социологии РАН О.
Криштановской.
По её подсчетам, по сравнению с ельцинской элитой 1993 г.
в путинской элите 2003 г.
доля военных и офицеров спецслужб возросла с 11,2 до 25,1%, чисто земляков главы государства — с 13,2 до 242Захарова H., Иосадская А., Римашевская Н.
Как мы решаем женский вопрос// Коммунист.
1989.
№ 4.
С.
61.
[стр. 2]

В России, странах СНГ и Восточной Европы, находящихся в стадии «перехода» (правда, не очень ясно, к чему), представительство женщин в парламентах существенно снизилось.
Так, в Государственной Думе РФ женщины составляют ныне 7,6% депутатов, а в Совете Федерации имеется только 1 женщина (0,5% членов).
7,8% женщин среди парламентариев Украины, 4,5 Белоруссии и Киргизии.
Аналогичная картина и в других странах СНГ.
Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше.
В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим нельзя196 .
Во всем мире история борьбы женщин за право избирать и быть избранной в представительные органы своей страны полна драматизма.
Так, согласно Конституции США 1787 г., которая нередко подается как некий идеал демократических устремлений человечества, закреплялось право соответствующего возрастным требованиям «лица», являющегося гражданином этой страны, быть избранным в сенат и палату представителей.
Почти сто лет понадобилось для отнесения к «лицам» негров.
Поправкой XV (1870 г) установлено, что право голоса граждан США не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении.
И только в XX веке, в том числе под влиянием активной борьбы суфражисток, была принята поправка XIX (1920 г.), согласно которой право голоса граждан США не должно отрицаться иди ограничиваться Соединенными штатами или каким-либо штатом также по признаку пола.
Процесс предоставления женщинам права голоса, начавшийся в 1895 г.
в Новой Зеландии, не может считаться завершенным и до наших дней.
Так, в 1991 г.
правительство Алжира ввело новеллу так называемого «семейного голосования» (by proxy).
Мужу было предоставлено право голосовать в качестве представителя членов своей семьи, в том числе за себя, своих жен и даже взрослых детей и иных домочадцев.
Для этого ему нужно было просто показать паспорта этих лиц.
Женщины Алжира усмотрели в этом существенное умаление своих конституционных прав.
После длительной борьбы Конституционный Суд Алжира отменил постановление правительства, мотивируя это тем, что индивидуальные права человека не могут быть ущемлены во имя «коллективного блага»197 .
Само по себе предоставление женщинам права голоса еще не свидетельствует о наличии всех необходимых правовых предпосылок гендерного равноправия при принятии парламентами и местными законодательными органами политических решений.
Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин в парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательною законодательства.
При этом наиболее значимы два момента: 1) законодательное закрепление «женских» квот либо отсутствие квот такого рода; 2) вид избирательной системы: мажоритарная, когда в каждом округе может быть избран один депутат; пропорциональная, когда число мандатов распределяется между партиями пропорционально количеству собранных по партийным опискам голосов; и смешанная.
Прямое закрепление нормативными актами той или иной страны «женских» квот явление в мире не столь уж частое.
Такой метод обеспечения гендерного равноправия имеется и успешно реализуется в Скандинавских странах198 .
Своеобразным вариантом такого же решения может быть названа несколько иная законодательная практика ряда других стран, в частности Италии.
Согласно закону № 277 от 4 августа 1993 г.
выборы в нижнюю палату Палату депутатов происходят в Италии по смешанной системе, то есть места распределяются между мажоритетной и пропорциональной частями.
Однако списки кандидатов должны обязательно формироваться путем чередования мужчин и женщин.
В каждом описке за фамилией кандидата одного пола должна обязательно следовать фамилия лица противоположного пола.
В случае, когда представляется список, оформленный иначе (мужчина мужчина; женщина женщина и т.д.), окружная избирательная комиссия прежде всего приглашает предъявителя такого списка для того, чтобы он переоформил список в соответствии с действующими нормативами.
Если это не делается, избирательная комиссия по возможности самостоятельно пытается придать списку нужную форму правильного чередования кандидатур (кандидатуры, нарушающие эту форму, вычеркиваются).
Это положение изложено в последней редакции ст.
4 Президентского декрета № 104 от 12 февраля 1994 г.199 Аналогичный метод используется в ряде стран (Дания, ФРГ и др.) для обеспечения равного представительства лиц обоего пола при выдвижении кандидатур или назначении на должность либо занятии места в образуемых или контролируемых государством органах: комиссиях, коллегиях, советах, комитетах, правлениях, наблюдательных и исполнительных органах и т.д.200 В Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой 20 ноября 1997 г., особо выделяется раздел о совершенствовании федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях.
При этом с учетом опыта ряда стран Европы рекомендовано использование разнообразных поощрительных и иных мер, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийные списки.
Первым шагом в этом направлении может быть внесение изменений и дополнений в рамочный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав.
В развитие этого следует предусмотреть норму, в соответствии с которой федеральными законами и законами субъектов РФ следует установить, что число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент из общего числа кандидатов, выдвинутых избирательным объединением.
Для избирательных объединений могут также предусматриваться дополнительные возможности, которые обеспечивали бы сбалансированное представительство мужчин и женщин в списках выдвигаемых ими кандидатов.


[стр.,11]

предъявляются более высокие требования к профессиональному образованию и профессиональным навыкам работника.
А для повышения квалификации необходимо время, то, чем женщины в силу своей двойной загрузки не располагают.
На разрыв в оплате труда влияет также разница в продолжительности непрерывного стажа работы мужчин и женщин.
Время, в течение которого женщина вынашивает, рожает и ухаживает за детьми, особенно маленькими, в непрерывный стаж работы обычно не засчитывается.
К тому же за время этого перерыва женщина теряет свою квалификацию и вынуждена переучиваться, что уже отмечалось выше.
В России, а ранее в СССР, гендерная сегрегация в вопросах оплаты труда также широко распространена.
Проведенные исследования показывают, что если проранжировать отрасли промышленности по уровню средней заработной платы, то выявляется тенденция: чем выше удельный вес занятых в отрасли женщин, тем ниже уровень зарплаты.
При этом условия труда в «феминизированных отраслях» отнюдь не лучше, а часто даже хуже, чем в отраслях с преобладанием мужского труда и сложность труда не ниже122 .
Аналогичная ситуация сохранилась и поныне.
Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и т.д.), характерен низкий
статус работников, ограничение возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата примерно на 113 ниже, чем в среднем по народному хозяйству123 .
В Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой в
конце 1997 г., указывается, что для устранения дискриминационных различий на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо поддерживать справедливые соотношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства.
Для этого следует совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры с учетом обоснованной оценки сложности труда.
Предлагается также пересмотреть
действующую методику оценки сложности труда различных отраслей, в которых традиционно занижена оценка труда врачей, учителей.
Кроме того, рекомендуется разработать и принять федеральный закон «О введении общего социального норматива соотношения
оплаты труда в бюджетной сфере по отношению к внебюджетной».
В определенном смысле трудовая сегрегация женщин начинается даже до их поступления на работу.
Этому способствует ориентация девочек школой и учреждениями профессионального обучения на так называемые «женские профессии», а также существование списка работ и профессий, на которых запрещено применение труда женщин, о чем будет сказано ниже.
Усугубляется дискриминация женщин и в ходе профессиональной переподготовки, а тем более тогда, когда встает вопрос о продвижении по работе.
До попыток нашей страны прейти к рынку такого рода дискриминация женщин наблюдалась, хотя и была в значительной мере скрытой.
Не случайно не только в России, но и в целом по СССР, где женщины составляли 61% среди специалистов с высшим и средним специальным образованием, их число по мере продвижения по ступеням иерархической служебной лестницы неизменно сокращалось.
Сокращается оно и теперь.
Даже в системе образования, где женщины составляют две трети учителей, среди директоров общеобразовательных школ превалируют мужчины.
До проводимых в 90-х годах преобразований в экономике доля женщин среди первых руководителей предприятий России составляла около 7%124 .
Между тем, по имеющимся в Международной Организации Труда оценкам, оптимальным для развития национальной экономики и общества в целом является положение, когда доля женщин-руководителей превышает 30%125 .
Сказанное в основном касается фактического неравенства женщин служащих с мужчинами в труде.
Еще более острые проблемы связаны с трудом женщин-работниц.
В промышленности, сельском хозяйстве и строительстве велико число женщин, занятых малоквалифицированным трудом.
В ряде отраслей разрыв в уровне квалификации мужчин и женщин достигает в среднем двух-трех разрядов.
Стоит ли в этих условиях удивляться тому, что эксперты МОТ, проводившие еще в 1992 г.
анализ фактического состояния и прогнозных оценок занятости на российских предприятиях, констатировали факты дискриминации и «должностной сегрегации» женщин в процессе профессионального переобучения: по сравнению с мужчинами женщины «сильно ограничены определенным кругом работ и должностями с низким статусом, малыми возможностями продвижения по службе и низким доходом».
Это неравенство особенно заметно на акционированных частных и совместных с иностранным капиталом предприятиях, число которых постоянно увеличивается126 .
К изложенного следует добавить систематическое нарушение на предприятиях норм по охране труда женщин, неприспособленность станочного оборудования к особенностям женского организма, недостаточную активность в этом вопросе профсоюзов, женских и правозащитных организаций и т.д.
В этих условиях крайне нужна комплексная кадровая политика государства с учетом перспектив общественного развития и структурной перестройки экономики, учитывающая специфику труда как мужчин, так и женщин.
Она должна исходить из непреложного факта возрастания требований к профессиональному мастерству работников независимо от пола, с одной стороны, и наличия у большинства трудящихся мужчин и женщин семейных обязанностей, с другой.
Помимо общих указаний о путях формирования и развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров следует предусмотреть скорейший переход на систему государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей и сфер деятельности.
Не должен быть обойден молчанием и острый на практике вопрос о мерах поддержки в получении профессионального образования и повышения квалификации для лиц, испытывающих трудности при решении этого вопроса, в том числе женщин, имеющих перерыв в работе в связи с рождением и воспитанием ребенка.

[Back]