Проверяемый текст
Поленина С.В., Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект // Москва, Издание ХПИ "ЭСЛАН", 2000
[стр. 173]

21,3%, а ставленников бизнеса — с 1/> до 11,3%.
Зато уменьшилась доля лиц, имеющих ученую степень, — с 52,2 до 20,9%, а доля женщин сократилась 2,9 до 1.7%.
Не вызывает удивления ответ О.
Кршшановской на вопрос корреспондента «Известий», почему в элитах так плохо с женщинами: «Косвенным показателем престижа профессии является количество женщин в этой профессии: чем их больше, тем ниже престиж»'1 3 .
Сказанное касается в основном фактического неравенства женишнслужаицих с мужчинами в труде.
Нше более острые проблемы связаны с трудом женщин-работниц.
В промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве велико число женщин, занятых малоквалифицированным трудом.
В ряде
oi раслей разрыв в уровне квалификации мужчин и женщин достигает в среднем двух-трех разрядов.
Кроме того, эксперты МОТ, проводившие еще в 1992 г.
анализ фактического состояния и прогнозных оценок занятости на российских предприятиях, констатировали факты дискриминации и «должностной сегрегации» женщин;
которые сильно ограничены определенным кругом работ и должностями с низким статусом, малыми возможностями продвижения но службе и низким доходом.
Это неравенство особенно заметно на акционированных частных и совместных с иностранным капиталом предприятиях, число которых постоянно
увеличивается2!1.
К изложенному следует добавить систематическое нарушение на предприятиях норм по охране труда женщин, неприспособленность станочного оборудования к особенностям женского организма, недостаточную активность в этом вопросе профсоюзов, женских и правозащитных организаций и т.д.
В этих условиях
необходима комплексная кадровая политика государства с учетом перспектив общественного развития и структурной перестройки экономики, учитывающая специфику труда, как мужчин, так и женщин.
Она должна исходить из непреложного факта возрастания требований к
про243Криштановская О.
Люди Путина // Ведомости.
2003.
30 июня.
211Худякова Т.
Женщины как объект «профессиональной сегрегации» // Известия.
1992.
-18 декабря.
[стр. 11]

предъявляются более высокие требования к профессиональному образованию и профессиональным навыкам работника.
А для повышения квалификации необходимо время, то, чем женщины в силу своей двойной загрузки не располагают.
На разрыв в оплате труда влияет также разница в продолжительности непрерывного стажа работы мужчин и женщин.
Время, в течение которого женщина вынашивает, рожает и ухаживает за детьми, особенно маленькими, в непрерывный стаж работы обычно не засчитывается.
К тому же за время этого перерыва женщина теряет свою квалификацию и вынуждена переучиваться, что уже отмечалось выше.
В России, а ранее в СССР, гендерная сегрегация в вопросах оплаты труда также широко распространена.
Проведенные исследования показывают, что если проранжировать отрасли промышленности по уровню средней заработной платы, то выявляется тенденция: чем выше удельный вес занятых в отрасли женщин, тем ниже уровень зарплаты.
При этом условия труда в «феминизированных отраслях» отнюдь не лучше, а часто даже хуже, чем в отраслях с преобладанием мужского труда и сложность труда не ниже122 .
Аналогичная ситуация сохранилась и поныне.
Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и т.д.), характерен низкий статус работников, ограничение возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата примерно на 113 ниже, чем в среднем по народному хозяйству123 .
В Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой в конце 1997 г., указывается, что для устранения дискриминационных различий на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо поддерживать справедливые соотношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства.
Для этого следует совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры с учетом обоснованной оценки сложности труда.
Предлагается также пересмотреть действующую методику оценки сложности труда различных отраслей, в которых традиционно занижена оценка труда врачей, учителей.
Кроме того, рекомендуется разработать и принять федеральный закон «О введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной сфере по отношению к внебюджетной».
В определенном смысле трудовая сегрегация женщин начинается даже до их поступления на работу.
Этому способствует ориентация девочек школой и учреждениями профессионального обучения на так называемые «женские профессии», а также существование списка работ и профессий, на которых запрещено применение труда женщин, о чем будет сказано ниже.
Усугубляется дискриминация женщин и в ходе профессиональной переподготовки, а тем более тогда, когда встает вопрос о продвижении по работе.
До попыток нашей страны прейти к рынку такого рода дискриминация женщин наблюдалась, хотя и была в значительной мере скрытой.
Не случайно не только в России, но и в целом по СССР, где женщины составляли 61% среди специалистов с высшим и средним специальным образованием, их число по мере продвижения по ступеням иерархической служебной лестницы неизменно сокращалось.
Сокращается оно и теперь.
Даже в системе образования, где женщины составляют две трети учителей, среди директоров общеобразовательных школ превалируют мужчины.
До проводимых в 90-х годах преобразований в экономике доля женщин среди первых руководителей предприятий России составляла около 7%124 .
Между тем, по имеющимся в Международной Организации Труда оценкам, оптимальным для развития национальной экономики и общества в целом является положение, когда доля женщин-руководителей превышает 30%125 .
Сказанное в основном касается фактического неравенства женщин служащих с мужчинами в труде.
Еще более острые проблемы связаны с трудом женщин-работниц.
В промышленности, сельском хозяйстве
и строительстве велико число женщин, занятых малоквалифицированным трудом.
В ряде
отраслей разрыв в уровне квалификации мужчин и женщин достигает в среднем двух-трех разрядов.
Стоит ли в этих условиях удивляться тому, что эксперты МОТ, проводившие еще в 1992 г.
анализ фактического состояния и прогнозных оценок занятости на российских предприятиях, констатировали факты дискриминации и «должностной сегрегации» женщин
в процессе профессионального переобучения: по сравнению с мужчинами женщины «сильно ограничены определенным кругом работ и должностями с низким статусом, малыми возможностями продвижения по службе и низким доходом».
Это неравенство особенно заметно на акционированных частных и совместных с иностранным капиталом предприятиях, число которых постоянно
увеличивается126 .
К изложенного следует добавить систематическое нарушение на предприятиях норм по охране труда женщин, неприспособленность станочного оборудования к особенностям женского организма, недостаточную активность в этом вопросе профсоюзов, женских и правозащитных организаций и т.д.
В этих условиях
крайне нужна комплексная кадровая политика государства с учетом перспектив общественного развития и структурной перестройки экономики, учитывающая специфику труда как мужчин, так и женщин.
Она должна исходить из непреложного факта возрастания требований к
профессиональному мастерству работников независимо от пола, с одной стороны, и наличия у большинства трудящихся мужчин и женщин семейных обязанностей, с другой.
Помимо общих указаний о путях формирования и развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров следует предусмотреть скорейший переход на систему государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей и сфер деятельности.
Не должен быть обойден молчанием и острый на практике вопрос о мерах поддержки в получении профессионального образования и повышения квалификации для лиц, испытывающих трудности при решении этого вопроса, в том числе женщин, имеющих перерыв в работе в связи с рождением и воспитанием ребенка.

[Back]