Проверяемый текст
Поленина С.В., Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект // Москва, Издание ХПИ "ЭСЛАН", 2000
[стр. 195]

пах необходимости учета различных воздействий принимаемых политических курсов и разрабатываемых государственных программ на мужское и женское население ораны, оказывается плохо реализуемой.
Между тем, идеальная модель национального механизма — это «интеграция интересов женщин», учет их интересов от первой до последней стадии выработки как общих, так и конкретных направлений государственной политики.
Пели интеграция социальных интересов женщин не происходит изначально, то логично появление трудностей в реализации социальных прав женского населения.
Было бы ошибкой сводить национальный механизм по положению женщин только к наличию щрукгурных подразделений в аппарате исполнительной и законодательной власти.
Национальный механизм имеет три основных измерения: правовое; организационное; содержательное.
С этой точки зрения в России национальный механизм еще не создан.
Его формирование становится основной задачей момента ибо без наличия такого механизма невозможно осушествленис в полной мере ни политических, ни социальных, ни иных прав женского населения в России.
Особая роль здесь принадлежит научноисследовательским работникам и эксиер1ам, неправительственным организациям и лоббистским группам.
Не менее значим вклад средств массовой информации и наднациональных институтов, которые играют возрастающую роль в плане поддержки, стимулирования и выдвижения новых идей.
В одобренной Государственной думой 20 ноября 1997 г.
Концепции законотворческой деятельности по обеспечению
равных прав и равных возможностей мужчин и женщин названы следующие основные структурные части соответствующего механизма по обеспечению гендерного равенства в условиях Российской Федерации: 1) деятельность органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин; 2) различные механизмы формирования и распределения ресурсов (бюджетный федерализм: государственные программы; налоговая политика, включающая поддержку благотворительных, некоммерческих, правозащитных орга
[стр. 18]

В одобренной Государственной Думой 20 ноября 1997 г.
Концепции законотворческой деятельности по обеспечению
равнык прав и равных возможностей мужчин и женщин названы следующие основные структурные части соответствующего механизма в условиях Российской Федерации: 1) деятельность органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин; 2) различные механизмы формирования и распределения ресурсов (бюджетный федерализм; государственные программы; налоговая политика, включающая поддержку благотворительных, некоммерческих, правозащитных организаций; общественный контроль и деятельность общественных защитников: законодательство о социальном заказе и др.); 3) деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ; 4) судебный и административный механизм защиты прав граждан в случаях нарушений их прав по признаку пола.
Следует подчеркнуть, что такой механизм необходим как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Не случайно женщины-политики ряда стран отмечают, что подлинная защита прав женщин возможна лишь в условиях децентрализации политики и усиления влияния мест, от которых зависит создание инфраструктуры, ориентированной в равной мере на развитие телефонной, телефаксной, компьютерной связи и одновременно службы ухода за детьми, детских садов и прачечных248 .
Организация и деятельность национального механизма защиты прав человек женщин могут быть эффективными лишь при условии их соответствия международным стандартам.
Статья 2 Конвенции 1979 г.
«О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» выдвигает в этой связи два основных требования: 1) включение принципа равноправия мужчин и женщин в национальные конструкции или другое законодательство, 2) обеспечение с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа (ст.
2).
Характерно, что в большинстве стран мира, ратифицировавших Конвенцию 1979 г., первое требование (как минимум формально) выполнено.
Ч1о же касается второго предписания международных стандартов, то до его претворения в жизнь, как было показано в предыдущих главах, еще весьма далеко даже во многих, относящих себя к «цивилизованным» демократических государствах.
И связано это, наряду с национальными, религиозными и обычными нормами и традициями также существующей практически во всем мире дихотомией публичной и частной жизни и ее соответствующим «закреплением» за лицами разного пола.
Конституции РСФСР и Российской Федерации всегда содержали и содержат на сегодняшний день принцип равноправия мужчин и женщин.
Нашей страной ратифицированы все основные универсальные Конвенции, касающиеся равноправия полов.
Тем не менее до полного претворения в жизнь соответствующих международных стандартов еще весьма далеко.
Недостаточно согласована работа различных звеньев национального механизма осуществления международных норм в сфере прав человека.
Явно мала активность в области защиты прав человека самих женщин и женских общественных обьединений.
Для этого, помимо прочего, необходимы соответствующие предпосылки, в том числе формирование гражданского общества, определенный уровень развития личности, ее политической культуры, сознания, психологии внутренней свободы, развитие политического плюрализма и многопартийности249 .
Судебная защита прав человека женщин.
Судебная защита является наиболее универсальным средством соблюдения антидискриминационных прав, в том числе и по гендерным основаниям.
Свидетельством этого служит прежде всего Всеобщая декларация прав человека, 3 из 30 статей которой отсылает ущемленных в своих правах людей за восстановлением нарушенных прав именно к компетентным национальным судам, которым одним принадлежит также право установления путем гласного судебного разбирательства виновности лиц, обвиненных в совершении преступления (ст.
8, 10 11).
На той же позиции стоят Международные пакты об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах и региональные международные конвенции о правах человека и гражданина.
Доказывать достоинство судебного механизма защиты прав человека едва ли есть необходимость.
Судам под силу наиболее полная проверка представленных сторонами доказательств, судебная процедура обеспечивает состязательность сторон и гласность судебного разбирательства.
Иными словами суды один из важных институтов обеспечения законности в демократическом обществе, основная гарантия защиты прав и свобод человека.
Тем не менее судебный механизм обеспечения прав человека и гражданина не свободен и от весьма существенных недостатков.
Судебная процедура рассмотрения дел, включающая кассацию и апелляцию, излишне медлительна и весьма дорогостоящая, поскольку ее нормальное осуществление предполагает уплату пошлины и участие адвокатов.
Помимо прочего, во многих странах, в том числе в Израиле и в мусульманских государствах, рассмотрение гражданских и семейных дел входит в компетенцию религиозных судов, что отнюдь не способствует обеспечению гендерного равноправия.
Нельзя забывать и тот факт, что во многих странах, в том числе государствах Северной Америки, механизм судебной защиты прав человека формировался постепенно.
Его развитие шло в основном в двух направлениях.
С одной стороны, имело место увеличение антидискриминационных оснований.
Первоначально они охватывали защиту граждан лишь от расовой и религиозной дискриминации, потом стали включать также пол и возраст.
Далее с годами в круг дискриминирующих оснований стали включаться инвалидность, семейное положение человека, а в последние годы в Канаде р его сексуальная ориентация250 .
Не менее важное значение для формирования и развития института судебной защиты прав человека имело совершенствование собственно процессуальной стороны механизма защиты этих прав.
Дело в том, что долгое

[Back]