вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистического движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Таким образом, провозглашение равных прав мужчин и женщин должно дополняться не только запретом дискриминации женщин, но и созданием эффективной системы гарантий их прав и свобод. 4. Преобразования в государственном устройстве и социально экономической жизни российского общества в конце XIX начале XX в. практически не затронули правового статуса женщин. Каждому периоду времени соответствовал свой взгляд на место и роль мужчины и женщины в обществе. На их правовое положение оказывают слияние социальные и юридические аспекты. Именно они определяют развитие и дальнейшее совершенствование правового статуса. Если в социальных аспектах выражается общественное мнение на роль и место женщины в обществе, то благодаря юридическим аспектам, женщина наделяется не только равными правами с мужчиной, но и равными возможностями по их осуществлению, а также защитой в случае их нарушения. Тот объем прав мужчин и женщин, которые содержались в советских конституциях, следует отличать от объема прав, закрепленных в Конституции 1993 Конституция 1993 г. отразила либеральную доктрину прав человека в правовом государстве, закрепив полный объем гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав человека в обществе свободы. Между тем, содержание права, закрепленное при социализме имело строго определенное значение: это была воля государства, возведенная в закон. И она определяла содержание прав советского граж данина в условиях же правового социального государства принципиально иное понимание права. Право это мера свободы равных субъектов. |
Выбор такой лингвистической нормы связан с состоянием общественного сознания. Конечно, еще предстоит соотнести языковую форму с социальными функциями, речевым поведением субъектов, которые при голосовании высказались за употребление термина «гражданин», а не «граждане» при закреплении данной нормы в Проекте Конституции. Различие принципов равенства в Конституциях 1977 и 1993 гг. Две конституционные конструкции две нормы о равенстве содержат систему, на первый взгляд, одинаковых элементов: равных прав и равных возможностей. Это закреплено в Конституциях 1977 и 1993 годов. Но эти, на первый взгляд, одинаковые элементы имеют принципиальные отличия. Они состоят в следующем. Во-первых, объем прав, которые содержала Конституция 1977 г. отличается от объема прав, закрепленных в Конституции 1993 г. Это относится к правам как мужчин, так и женщин. Конституция 1993 г. отразила либеральную доктрину прав человека в правовом государстве, закрепив полный объем гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав человека в обществе свободы. Во-вторых, характеристика прав и принцип равенства принципиально различны. Содержание права, закрепленное Конституцией 1977 г. при социализме имело строго определенное значение: это была воля государства, возведенная в закон. И она определяла содержание прав советского гражданина. Принципиальным отличием Конституции 1977 г. от; Конституции 1993 г. являлось то, что она закрепляла социальные и экономические права при фактическом игнорировании политических и гражданских прав и свобод. В условиях правового государства принципиально иное понимание права. Право это мера свободы равных субъектов. Понимание права как воли, возведенной в закон (Конституция 1977 г.), и права как меры свободы равных субъектов (Конституция 1993 г.) полярно различны. Права человека в условиях свободы наполнены иным содержанием. В-третьих, равенство возможностей в советском государстве достигалось системой административных мер. Равенство возможностей в условиях свободы может и должно обеспечиваться в первую очередь системой институтов гражданского общества и лишь затем мерами (аффирмативными) поддержки государства. В Конституции 1993 г. идеология равенства изменена в корне. Это не социалистическая идея равенства как равенства в свободе от угнетателей, это не идея распределительного равенства периода развитого социализма. Это идея равенства в условиях свободы. Это принципиальный момент в определении содержания конституционной нормы. Равенство в условиях социализма было достижимо с помощью силы государства, которое обеспечивало регулирование всех сфер жизни общества. В условиях правового государства мера свободы общества иная. Она (мера) ограничивает государство и его полномочия. Из этого проистекает, что государство, оставаясь силой, по-новому и в новых условиях, с помощью новых методов, должно гарантировать и обеспечивать соблюдение принципа равенства, который содержится в Конституции. Государство должно последовательно отстаивать позиции равенства двух полов.Это его конституционная роль. В-четвертых, гендерные аспекты равенства при социализме обеспечивались системой мер протекционистского, охранного, властного и льготного законодательства. В современных условиях равноправие двух полов достижимо с помощью системы антидискриминационных мер, которые обязано проводить государство. Другие механизмы обеспечивают поддержку и реализацию принципов равенства в правовом государстве. Иная идеология господствует в обществе. В-пятых, принципиальная характеристика гендерных аспектов равенства в советском государстве в историческом измерении сводилась к двум моментам: к |