Проверяемый текст
Завадская Л.Н., Зотова З.М., Камчаткина М.В., Михлин А.С., Полубинская С.В., Ржаницына Л.С., Хазова О.А., Отв. ред.: Завадская Л.Н.: Гендерная экспертиза российского законодательства // М 2001
[стр. 66]

тоды достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
Статья 7 указанного Пакта требует признания каждым государством прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, которое обеспечивает всем трудящимся.

Эти стандарты едины для Rcex без какихлибо оговорок, и они имплицитно нашли свое отражение в тексте Конституции Российской Федерации 1993 года: «I.
Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.
Принудительный труд запрещен.
3.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы...»(Статья
37.).
Но в практической деятельности приходиться сталкиваться в основном с косвенной, но иногда и с прямой дискриминацией.
В области равенства полов, с учетом требования равной оплаты, косвенное неравное обращение запрещено: регламентация заработной платы, предусматривающая особо низкую оплату' для типично женских профессий (например, работа по уходу), действует негативным образом преимущественно на женщин, без наличия открытой дискриминации.
Требования равной оплаты для мужчин и женщин в соответствии с ч.4 ст.37 и ч.З ст.
19 Конституции Российской Федерации означает возможность прямого действия Конституции в отношении между частными лицами.
Однако постоянно подчеркивается, что Конституция регулирует только отношения между государством и частными лицами, здесь объективность действия Конституции проявляется в том, что даже если положения о равной оплате отсутствовали бы в частном праве (Трудовом кодексе)1 5 6 , ж В ст.
132 Трудового Кодекса РФ гарантировано равенство оплата труда независимо от пола, возраста, расы, национальности и т.д.
[стр. 1]

Глава 1.
Конституция РФ 1993 г.
и проблемы гендерного равенства Конституция Российской Федерации содержит несколько основополагающих стандартов в сфере гендерного равноправия.
Основной из них принцип, заключенный в ч.
3 ст.
19.
Он является основой построения системы равных прав и свобод в Конституции России.
Приведенные ниже нормы являются отражением идеи равенства по признаку пола.
Статья 7, часть 2.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты.
Статья 19, часть 3.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 37, часть 3.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья
38, часть 1.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья 38, часть 2.
Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей.
Статья 59, часть 1.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Статья 59, часть 2.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
1.
Конституционный принцип равенства Принципы равенства и свободы заложены как базовые ценности в большинстве современных конституций.
Современные общества принимают их как основополагающие, и государства стремятся поддерживать их как стандарты отношений.
В главе 2 Конституции России закреплены принципы свободы и равенства граждан.
Статья 17 установила, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Статья 19 Конституции России закрепила принцип равенства перед законом и судом.
Равенство всех граждан утверждается как общая конституционная норма.
Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Устанавливается запрет на любые формы ограничения прав по указанным основаниям.
Особо конституционная норма выделяет равенство полов, равенство их прав, свобод и возможностей для их реализации.
Проблема равенства мужчин и женщин в современном государстве и обществе особая проблема.
Сегодня она рассматривается в научных исследованиях в сфере права, истории, культурологии, социологии, экономики как проблема гендерного (социокультурного) равенства[i].
Гендерное равенство составная часть общего принципа равенства как принципа демократического построения общества.
Принцип равенства всеобъемлющ, он отсекает дискриминацию по любому основанию, будь то происхождение, религия, социальный статус, пол и т.
д.
История становления равенства имеет многовековые традиции, которые отражают историю становления демократии в обществе.
Равенство по признаку пола совсем недавно (чуть более столетия назад) вошло в.
каталог всеобъемлющего принципа равенства граждан и не может быть исключено из общего процесса развития общества, становления идеологии и практики его реализации.
Равенство по признаку пола отражает лишь один, но весьма существенный элемент в конструкции всеобщего принципа равенства.
Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами необходимо исходить из понятий, имеющих отношение к этому вопросу.
Первостепенную важность имеют два аспекта: социальная структура рода (мужского или женского) и отношения между полами.


[стр.,3]

о праве и возможностях для двух полов избирать и быть избранными.
Он полностью соответствует универсальным международным стандартам в этой сфере.
Статья 32 Конституции РФ соответствует ст.
25 Пакта о гражданских и политических правах: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упомянутой в ст.
2 (Пакта), и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредства свободно избранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Что касается конституционного права избирать, то эта норма закреплена как в основном законе страны, так и в текущем законодательстве.
Она реализуется на практике и не имеет гендерной асимметрии.
Что же касается права быть избранной, то лишь на юридико-нормативном уровне общество разделяет это право (и подтверждение тому принятие Конституции РФ всенародным голосованием).
Однако в ходе выборов общество подвергает сомнению это право.
И подтверждением тому последние выборы: 7,8% голосов было отдано женщинам, которые баллотировались в Государственную Думу РФ.
Выборы показатель адаптивности конституционного принципа равенства и разделяемости его обществом.
Право (конституционное) быть избранной в реальной политической практике фактически отрицается.
Оно с большим трудом реализуется в реальных политических отношениях, отступая в ходе выборов перед стереотипом причастности к власти лишь мужчин.
Таким образом, стандарт, закрепленный Конституцией РФ 1993 г., на практике отторгается обществом, которое в целом не отрицает идеологию равенства.
Обобщая, можно сказать, что на уровне реализации конституционных норм, реальной практики признак пола имеет существенное значение.
Он во многом определяет выбор.
Обыденное, неправовое сознание достаточно часто отрицает принцип равенства мужчин и женщин в ходе избирательных кампаний, делая его нерабочим.
Он, к сожалению, не стал правовым элементом сознания и частью правовой культуры общества.
Помимо этого, он нелогичен с позиций старой, ушедшей в прошлое номенклатурной традиции, которая «привита» обществу.
Она не ушла в прошлое, а соединена с настоящим посредством идеологии патриархатного общества.
Эта традиция разделяет тезис: мужчина являет собой силу власти в обществе, а женщина подчиняется этой силе прежде всего силе власти.
Это патриархатный стандарт.
Государство уже не поддерживает его как стандарт старого образца, но и не способно его сломать.
Государство как институт, которому общество делегировало власть, не до конца последовательно.
Оно провозглашает принцип равенства и одновременно игнорирует его, не обеспечивая его соблюдение в жизни.
И это в условиях, когда в обществе еще не сложилась культура уважения принципа равенства, хотя оно и воспитывается на новых стандартах прав человека, один из которых являет собой стандарт уважения к человеку в его гендерном измерении.
Экономические права и свободы универсальны для двух полов и это нашло свое отражение в Конституции.
Право на труд являет собой наиболее яркое выражение всех экономических прав.
Так, Конституция РФ отражая положения, содержащиеся в ст.
6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, закрепляет право на труд и включает право каждогочеловека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.
Данная статья содержит перечень мер гарантий осуществления этого права.
И эти меры включают в себя указания на программы профессионально-технического обучения и подготовки, методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.
Статья 7 указанного Пакта требует признания каждым государством прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, которое обеспечивает всемтрудящимся:
справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них и их семей;

[Back]