Проверяемый текст
Завадская Л.Н., Зотова З.М., Камчаткина М.В., Михлин А.С., Полубинская С.В., Ржаницына Л.С., Хазова О.А., Отв. ред.: Завадская Л.Н.: Гендерная экспертиза российского законодательства // М 2001
[стр. 82]

ка; положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют.
Человек как субъект конституционных отношений в любом измерении, будь то по признаку' пола, веры, национальности, расы не присутствует, и равенство как основной принцип пролетарского государства в этой Конституции даже не упоминается.

Конституция (Основной закон) СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г.
Она содержит также идеи, воплощенные в нормах, которые развивали идеологию равенства двух полов.

Также как и в Конституции РСФСР 1918 года принцип равенства основывался на принадлежности к труду’2 4 : «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест» (Статья 12); «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в аютветствии с его количеством и качеством» (Статья 118).
Впервые в Конституции СССР 1936 года выделяются в отдельные статьи нормы, посвященные правам и льготам для женщин1 2 5 .
Две статьи в Конституции СССР 1936 г.
содержат положения о равноправии1
2 6 .
Первая (ст.
123) касается общих вопросов равноправия.
Вторая (ст.
122) равенства мужчин и женщин.

Статья 122 закрепляет, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставление женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью
многодетный и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родтытх 124Там же, С.
51.
m Авакьяя С.А.
Конституция России: природа, эволюция, современность.
Изд.
2-е.
М.: РЮ ИД, «Сашко», 2000.-С.
69.
Кукушкин Ю.С., ЧистяковО.И.
Очерк истории советской консшгуции; Изд.
2-е, доп.
М.: Политиздат, 1987.-С.27.
[стр. 11]

Этот акт вряд ли можно назвать конституцией.
Это документ революционных преобразований, документ власти, которая закрепила свое право быть властью.
По сутиэто декрет, а не конституция, поскольку конституция всегда имеет дело с обществом, с правами человека.
Конституция это документ цивилизации, а не декрет государства.
С этой позиции Конституция 1924 г.
не представляет интереса для гендерной экспертизы.
Конституция 1924 г.
не затрагивает вопросы положения человека гражданина, мужчины, женщины в обществе.
Раздел 1 Конституции это Декларация об образовании СССР, а заключительный раздел включил в себя Договор об образовании СССР.
В Конституции 1924 г.
идеи, которые определяли в дальнейшем построение государства и взаимоотношения государства и человека, положение человека в обществе, взаимоотношение полов, полностью отсутствуют.
Человек как субъект конституционных отношений в любом измерении, будь то по признаку пола, веры, национальности, расы не присутствует, и равенство как основной принцип пролетарского государства в этой Конституции даже не упоминается.

3.
Конституция (Основной закон) СССР 1936 г.
Конституция (Основной закон) СССР была утверждена Чрезвычайным VIIIсъездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г.
Она содержит также идеи, воплощенные в нормах, которые развивали идеологию равенства двух полов.

Статья 12.
Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого
есть ВСССР осуществляется принцип социализма «от каждого по его способности, каждому по его труду.
Статья 118.
Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в
соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.
Статья 122.
Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставление женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью
многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Статья 123.
Равноправие граждан СССР, независимо от национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурой и общественно политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от расовой и национальной принадлежности, равно и как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.
Статья 135.
Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.


[стр.,12]

Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
Статья 137.
Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Две статьи в Конституции СССР 1936 г.
содержат положения о равноправии.

Первая (ст.
123) касается общих вопросов равноправия.
Вторая (ст.
122) равенства мужчин и женщин.

В целом, Конституция 1936 г.
закрепила общий принцип равноправия граждан Советского Союза лишь по двум социальным показателям, которые не вызывали никаких политических сомнений: расы и, как это ни странно, национальности.Дискриминация по признаку расы не была актуальна в Советском Союзе.
Более того, равенство всех рас было пролетарским принципом, который поддерживался советским государством как интернациональный принцип.
Государственный Комитет по статистике не вел статистику по данному социальному показателю.
И поэтому не представляется возможным обсуждать умозрительно реализацию этого принципа применительно к такой социальной характеристике как раса.
Иная оценка может быть дана провозглашению и соблюдению принципа равенства по национальному признаку.
Признак равенства по признаку национальности изначально отрицался самой сталинской политикой.
После принятия Конституции 1936 г.
(как, впрочем, и до этого) этот принцип отрицался повседневностью.
Переселение народов, острый «еврейский вопрос» в измерении сталинской политики все это отрицало идею равноправия граждан СССР по признаку национальности.
Возникает вопрос: почему понимание равноправия было столь ограниченным лишь по признаку расы и национальной принадлежности? Объясняется это тем, что пролетарская идеология, ставшая затем фундаментом советской идеологии, не признавала равенства по признаку происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам.
Принцип равенства по признаку принадлежности к той или иной религии, вероисповеданию не отрицался, но и не был декларирован в Конституции 1936 г.
Статья 124 Конституции закрепляла положение об отделении церкви от государства, и этим закреплялось отделение верующих от неверующих.
Соблюдение в отношении их политики равенства не допускалось.
Права предоставлялись тем гражданам, которые исповедовали государственную идеологию, а не религию.
Независимо от пола религиозная принадлежность была основанием ущербности граждан, относя их к разряду неблагонадежных.
Происхождение и принцип равенства в советском государстве не сочетались принципиально, поскольку в соответствии со ст.
1 Конституции Союз Советских Социалистических Республик был «социалистическим государством рабочих и крестьян».
Это была принципиальная установка государства и партии, которая была партией рабочих и крестьян.
Происхождение не из рабочих и крестьян изначально исключало гражданина из сферы действия принципа равенства, будь то мужчина или женщина.
Имущественное положение как социальная характеристика было основанием для отнесения граждан к классу, к социальной группе.
Но в силу того, что имущие классы были уничтожены, вопрос об имущественном положении не стоял.
Равенство было возможно лишь между рабочими и крестьянами, включая имущественное равенство.
Эта цепь исключений может быть продолжена, но логика исключений одна: равенство было нарушено идеей изъятия прав, если это было соединено с

[Back]