домов, датских яслей и садов». Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку' стандарты, заложенные в Конституции были однобокими мужскими.1 2 7Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством. Это проявилось еще в двух статьях Конституции, где содержались специальные нормативные положения относительно равенства граждан при реализации основного политического права избирать и быть избранным. Статья 135 закрепила, что «выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигише 18 лет, независимо от пола имеют п/юво участвовать в выборах. Депутатом также мог стать любой гражданин независимо от принадлежности к полу». Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами». Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими мерами, которые включили в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти. Так, 33 % женщин среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в Верховных Советах республик СССР, и до 50 % женщин было представлено во всех структурах власти низового звена Советах народных депутатов. Женщины, в соответствии с идеологическими и политическими установками Коммунистической партии, должны были олицетворять победу идеологии Советского государства и Коммунистической партии. Женщина-труженица впрочем, 1ПГендерная экспертам российского законодательства / Отв. ред. Л.П.Завадская. М.: Шд-во БЕК, 2001. С. 22. |
идеологическими представлениями. Равенство, как мужчин, так и женщин в обществе подвергалось бесконечным ограничениям. Принцип равенства не может иметь исключений. Он «соединен» с Гражданином, который равен в правах другому Гражданину, будь то мужчина или женщина. Он абсолютен, этот принцип. Изъятия касались и принципа равенства по признаку пола. За рамками упомянутых выше исключений равенство вычиталось еще раз. Статья 122 Конституции СССР закрепила, что «женщине в СССР предоставляются равные права с (выделено мной. Л.З.) мужчиной». Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции был однобокими мужскими. Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством. Это проявилось еще в двух статьях Конституции, где содержались специальные нормативные положения относительно равенства граждан при реализации основного политического права избирать и быть избранным. Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах. Депутатом также мог стать любой гражданин независимо от принадлежности к полу. Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с (выделено мной. Л.З.)-мужчинами». Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия посоциалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти. 33% женщин среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в Верховных Советах республик СССР, и до 50% женщин было представлено во всех структурах власти низового звена Советах народных депутатов. Женщины, в соответствии с идеологическими и политическими установками Коммунистической партии, должны были олицетворять победу идеологии Советского государства и Коммунистической партии. Женщина-труженица, впрочем, как и мужчинатрудящийся, должны были олицетворять силу государства рабочих и крестьян. Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство. Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин олицетворяло победу социалистической демократии. Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин. Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола. Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения. Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала. На основании принадлежности к полу равенство было скорректировано в сторону пролетарских, социалистических ролей трудящихся мужчины и женщины. Лозунг «Кто не работает, тот не ест» по-прежнему оставался общепризнанным, хотя и имел изъятия. И изъятия были сделаны по признаку принадлежности к полу. |