Проверяемый текст
Завадская Л.Н., Зотова З.М., Камчаткина М.В., Михлин А.С., Полубинская С.В., Ржаницына Л.С., Хазова О.А., Отв. ред.: Завадская Л.Н.: Гендерная экспертиза российского законодательства // М 2001
[стр. 84]

как и мужчина-трудящийся, должны были олицетворять силу государства рабочих и крестьян.
Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство.
Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин
указывало на побед)' социалистической демократии.
Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола
На основании принадлежности к нолу равенство было скорректировано в сторону' пролетарских, социалистических ролей трудящихся мужчины и женщины.
И изъятия были сделаны по признаку' принадлежности к полу.

Во-первых, право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст.
12 Конституции).
Одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право.
Статья
1i8 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е.
право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).

В соответствии с уголовным, административным законодательством преследовались лица, уклоняющиеся от исполнения трудовой обязанности.
Эти нормативы имели юридически направленную силу: они касались по преимуществу мужского населения.

Женщина же.
в соответствии с представлением советского государства, была не только труженицей, но и матерью.
И роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться на производстве при предоставлении ей права
бьггь равной с мужчиной.
Право на труд не было жестко связано с обязанностью трудиться лишь для женщины.
Она могла иметь лишь статус матери.
Роль отца от обязанности трудиться не освобождала Гендерно-определенная роль мужчины в период всех лет советской власти состояла в одном: быть тружеником, работником.
Роль отца не была предусмотрена идеологией равенства И государство обеспечивало мужчину' работой, которая была не правом, а обязанностью.
[стр. 13]

идеологическими представлениями.
Равенство, как мужчин, так и женщин в обществе подвергалось бесконечным ограничениям.
Принцип равенства не может иметь исключений.
Он «соединен» с Гражданином, который равен в правах другому Гражданину, будь то мужчина или женщина.
Он абсолютен, этот принцип.
Изъятия касались и принципа равенства по признаку пола.
За рамками упомянутых выше исключений равенство вычиталось еще раз.
Статья 122 Конституции СССР закрепила, что «женщине в СССР предоставляются равные права с (выделено мной.
Л.З.) мужчиной».
Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого мужского.
Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции был однобокими мужскими.
Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина.
Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством.
Это проявилось еще в двух статьях Конституции, где содержались специальные нормативные положения относительно равенства граждан при реализации основного политического права избирать и быть избранным.
Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола имеют право участвовать в выборах.
Депутатом также мог стать любой гражданин независимо от принадлежности к полу.
Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с (выделено мной.
Л.З.)-мужчинами».
Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР.
Демократия посоциалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.
33% женщин среди членов Верховного Совета СССР и аналогично в Верховных Советах республик СССР, и до 50% женщин было представлено во всех структурах власти низового звена Советах народных депутатов.
Женщины, в соответствии с идеологическими и политическими установками Коммунистической партии, должны были олицетворять победу идеологии Советского государства и Коммунистической партии.
Женщина-труженица, впрочем, как и мужчинатрудящийся, должны были олицетворять силу государства рабочих и крестьян.
Эти «нормативы» не были квотой, которую установило государство.
Это было идеологической установкой партии, в соответствии с которой представительство мужчин и женщин
олицетворяло победу социалистической демократии.
Реально за этим стояла система руководящих органов ЦК Коммунистической партии, которая работала на демонстрацию успехов политики в отношении женщин.
Такая политика не имела под собой прочных оснований, поскольку общество не адаптировало идеологию и культуру равенства по признаку пола.

Эта идеология «спускалась» сверху и, следовательно, не была по-настоящему встроена в реальные общественные отношения.
Но иллюзия достижения равенства должна была отражать «успехи» социализма, и она это отражала.
На основании принадлежности к полу равенство было скорректировано в сторону пролетарских, социалистических ролей трудящихся мужчины и женщины.
Лозунг «Кто не работает, тот не ест» по-прежнему оставался общепризнанным, хотя и имел изъятия.
И изъятия были сделаны по признаку принадлежности к полу.


[стр.,14]

Во-первых, право на труд было объявлено обязанностью в государстве трудящихся (ст.
12 Конституции).
Одновременно эта обязанность гражданина трудиться была декларирована как право.
Статья
118 Конституции СССР закрепила, что «граждане СССР имеют право на труд, т.е.
право на получение гарантированной работы» (право обеспечивалось отсутствием безработицы).

Но это право было наполнено по-пролетарски, по-советски идеологическим содержанием.
В соответствии с уголовным, административным законодательством преследовались лица, уклоняющиеся от исполнения трудовой обязанности.
Эти нормативы имели юридически направленную силу: они касались по преимуществу мужского населения.

Они действовали вплоть до начала перестройки.
Тот, кто не работал, объявлялся тунеядцем.
Женщина же, в соответствии с представлением советского государства, была не только труженицей, но и матерью.
И роль матери безусловно давала ей основание быть освобожденной от обязанности трудиться на производстве при предоставлении ей права
быть равной с мужчиной.
Право на труд не было жестко связано с обязанностью трудиться лишь для женщины.
Она могла иметь лишь статус матери.
Роль отца от обязанности трудиться не освобождала.
Гендерно-определенная роль мужчины в период всех лет советской власти состояла в одном: быть тружеником, работником.
Роль отца не была предусмотрена идеологией равенства.
И государство обеспечивало мужчину работой, которая была не правом, а обязанностью
здорового мужчины.
Статус отцовства в Конституции 1936 г.
не был предусмотрен.
Часть 11 ст.
122 Конституции СССР провозглашала государственную охрану интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставлениеженщине отпуска по беременности с сохранением содержания, создание широкой сети родильных домов, детский яслей и садов.
Эта конституционная норма означала воспроизведение традиционно патриархатных представлений общества в отношении женщин и их ролей в обществе.
Несмотря на то, что равенство для полов было гарантировано во всех областях, отцовство, статус отца, на уровне конституционного законодательства не был закреплен.
Говорить о равенстве двух субъектов семейных отношений, отца и матери, по Конституции 1936 г.
нет оснований.
В 30-е годы принцип отстаивания прав женщин в отношении своих детей был практически неоспорим.
Это корни староукладного семейного быта, где жена мать, а отец работник.
И эта модель была воспроизведена в норме Конституции.
Мужчина не имел прав на государственную охрану интересов отцовства и государственную помощь многодетным и одиноким отцам.
Отцовство не было включено как стандарт равноправия в сферу государственной протекции, покровительства.
Эта гендерно-асимметричная норма (ст.
122) отразила идею неравного статуса матери и отца в обществе.
За годы советской власти государство подорвало экономическую роль мужчины как главы семьи.
Эта роль была уничтожена социалистической оплатой труда.
Государство и коммунистическая партия взяли на себя патриархатную роль в отношении семьи, закрепив экономическую зависимость всех членов семьи как основы общества от работодателягосударства.
Если женщина имела право выбора: быть матерью или труженицей, или совмещать две роли, то у мужчины такого выбора не было.
Он обязан был трудиться.
Но в своей единственной роли-статусе он был поставлен в однолинейную экономическую зависимость от государства.
И он был обязан только государству своим «благополучием» (впрочем, как и женщина).
Он был привязан к государству патриархатному и, в дополнение, тоталитарному по своей сутр.
Он состоял в экономической зависимости.
Это подорвало идею, которая была традиционна для русской (дореволюционной), в принципе патриархатной семьи: глава семьи мужчина-кормилец.
Это мог быть отец, муж, брат все лица мужского пола.
Советская экономика не способна была дать

[Back]