Проверяемый текст
Завадская Л.Н., Зотова З.М., Камчаткина М.В., Михлин А.С., Полубинская С.В., Ржаницына Л.С., Хазова О.А., Отв. ред.: Завадская Л.Н.: Гендерная экспертиза российского законодательства // М 2001
[стр. 89]

Женщина обязана была быть матерью.
Это объявлялось почетным долгом, и он был освящен государственными символами: чем больше женщина имеладетей, тем больший почет ее окружал.
Страна, пострадавшая от войны, последовательно проводила такую демографическую политику, которая способствовала воспроизводству населения.
Женщина-мать в русской истории всегда играла роль женщины долга перед страной и государством.

Одновременно образ матери-труженицы был в почете.
Конституция СССР 1977 г., как и предыдущая Конституция 1936 г., предусматривала, что
ясенщипа, как и мужчина, обязана была трудиться.
Труд считался долгом и делом чести.
Роль
мшери-труженицы идеологически была поддержана советской прессой, партийными документами и была обеспечена государственной системой, которая позволяла совмещать работу с материнством.
Это тщательно продуманная сторона гендерной политики.
Отец-труженик никогда не фигурировал как субъект отношений в советской истории.

Он не был предъявлен обществу.
В политической идеологии этот образ никогда не имел официального статуса Он получил этот статус лишь в начале 90-х годов, когда общество стало рассматривать проблему фактического равенства в новых социальных условиях1
3 6 .
Гражданка-труженица-мать это завоевание социализма Женщина была объявлена носительницей трех социальных ролей при одновременном объявлении о том, что она имеет право выбора Однако выбора практически не было, поскольку не было свободы.

Итак, анализ трех ролей женщины советского периода помогает понять
реалыгую политику', которую проводило советское государство, опираясь на конституционные нормы.
Оно
создаю реальные условия (лишив свободы выбора многих мужчин и женщин) для включения женщины-матери в общественное производство.
Создаю систему гендерного обеспечения возможности совмещать две функции материнства и участия в общественном труде (например, этому свидетельствует Постановление ГоскомМПорта» В.П, Славин М.М.
Этапыразвития Советской К онституции (историко-правовое исследование).
М.: Наука, 1982.-С.71.
[стр. 17]

Эти ремарки содержатся в политико-правовом комментарии к Конституции СССР 1977 г.
[i] Статья 35 Конституции СССР 1977 г.
закрепила: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщинам, имеющим малолетних детей».
Статья 35 находилась в разделе II «Государство и личность».
Практически данная статья была фундаментом для последующих конституционных норм, которые содержали конкретные права советских граждан.
Отличительной чертой Конституции 1977 г.
была идея о предоставлении гражданам всего объема экономических и социальных прав при минимальном объеме прав политических и гражданских.
Такая конституционная доктрина с позиций социалистического и, одновременно, тоталитарного государства определяла позицию государства в отношениях с гражданами.
Мужчины и женщины имели равные права без изъятий, поскольку изъятия были сделаны для всех.
Отличительной особенностью конституционной нормы являлось положение о предоставлении женщинам равных с мужчинами возможностей с целью гарантировать не только равенство в правах, но и равенство фактическое.
Юридическое оформление в Конституции СССР 1977 г.
принципа равенства не вызывает критики.
Оно отражало уже понимание государством того, что юридическое и фактическое равенство не совпадают.
За формулой об обеспечении равных возможностей, создании равных условий содержалось признание того, что равенства двух полов в обществе нет.
Оно не достигнуто.
Гендерная методология помогает дать углубленный анализ того, каково же было реальное положение двух полов в обществе, которое имело титул развитого социалистического государства.
Как правильно отмечается в исследованиях, социализм предложил эмансипированной женщине в рамках социалистической доктрины прав человека контракт «послушания» (А.А.
Темкина), контракт «работающей женщины», который сохранил и поддерживал двойную нагрузку женщины при одновременном сохранении традиционной роли мужчины в обществе.
Роли женщины в обществе развитого социализма были куда более многочисленными, чем роли мужчины.
Женщина обязана была быть матерью.
Это объявлялось почетным долгом, и он был освящен государственными символами: чем больше женщина имела детей, тем больший почет ее окружал.
Страна, пострадавшая от войны, последовательно проводила такую демографическую политику, которая способствовала воспроизводству населения.
Женщина-мать в русской истории всегда играла роль женщины долга перед страной и государством.

Роль матери была идеологизирована.
Она, эта роль, ничего не имела общего с ролью матери семейства, где будущее определяет семья.
Она была включена в систему отношений, которые были встроены в социалистический общественный идеал.
Одновременно образ матери-труженицы был в почете.
Конституция СССР 1977 г., как и предыдущая Конституция 1936 г., предусматривала, что
женщина, впрочем как и мужчина, обязана была трудиться.
Труд считался долгом и делом чести.
Роль
материтруженицы идеологически была поддержана советской прессой, партийными

[стр.,18]

документами и была обеспечена государственной системой, которая позволяла совмещать работу с материнством.
Это тщательно продуманная сторона гендерной политики.
Отец-труженик никогда не фигурировал как субъект отношений в советской истории.

Роль отца-труженика никогда не была хрестоматийной.
Это скорее образ домашний.
Он не был предъявлен обществу.
В политической идеологии этот образ никогда не имел официального, статуса.
Он получил этот статус лишь в начале 90-х годов, когда общество стало рассматривать проблему фактического равенства в новых социальных условиях.

Роль женщины общественницы-гражданки была объявлена как политическая роль женщины советского периода.
Она была связана с идеологическими воззрениями партии, а они были обязательны для всего советского народа.
Роль мужчины-гражданина не была заявлена.
Мужчина, с идеологических позиций, не нуждался в ролях.
Он сам их раздавал.
Гражданка-труженица-мать это завоевание социализма.
Женщина была объявлена носительницей трех социальных ролей при одновременном объявлении о том, что она имеет право выбора.
Однако выбора практически не было, поскольку не было свободы.

Женщина была ограничена свободой выбора в социалистическом государстве, где «меню» свободы было предложено всем женщинам практически одинаковое.
Официальный имидж имел значение в плане демонстрации политики партии, которую поддерживают женщины.
Женский вопрос в его гендерном измерении был вопросом идеологическим.
И это сегодня отмечается во всех работах.
Итак, анализ трех ролей женщины советского периода помогает понять
реальную политику, которую проводило советское государство, опираясь на конституционные нормы.
Оно
создало реальные условия (лишив свободы выбора многих мужчин и женщин) для включения женщины-матери в общественное производство.
Создало систему – по-социалистически работающую систему гендерного обеспечения возможности совмещать две функции материнства и участия в общественном труде.
И это должно быть признано положительным моментом, при одновременном оставлении традиционной роли мужчины в советском обществе.
Идеология была совмещена с политикой и через нее с законодательной практикойИ практика дала в конце жизни целого государства один парадоксальный результат: при отсутствии равенства женщина получила возможность практически на равных совмещать роль труженицы и матери.
Она приняла на себя двойную нагрузку и не хочет от нее отказываться, при этом добиваясь равноправия и реализации равных с мужчинами возможностей через перераспределение семейных ролей, достижения их симметрии.
Отцовство в традиции всегда ассоциировалось с ролью мужа и отца ребенка.
Социальная нагрузка не была предписана традициями семьи.
С изменением характера социальных отношений роль отца в семье принципиально иная.
Она должна быть соединена с исполнением домашних обязанностей.
Это позволяет по-новому соединить брачные, семейные отношения на основе принципа равноправия.
Новое время рождает новые образы.
И эти образы исторически определены.
С уходом социализма из жизни нескольких поколений людей образы стираются в памяти.
Но они по-прежнему живут реальной жизнью.
Семья это оплот традиций.
И именно в семье необходимы реформы равноправия.
Развитие принципа равенства в советский период.
Оценивая с сегодняшних позиций развитие конституционной идеи на протяжении нескольких десятков лет, надо признать, что общество смогло реализовать в целом лишь идею юридического,формального равенства мужчин и женщин, устранив явную, открытую) дискриминацию.
Фактического равноправия, социального равенства мужчин и женщин, несмотря на конституционные положения, в советском обществе не существовало.
Одно лишь

[Back]