Проверяемый текст
Завадская Л.Н., Зотова З.М., Камчаткина М.В., Михлин А.С., Полубинская С.В., Ржаницына Л.С., Хазова О.А., Отв. ред.: Завадская Л.Н.: Гендерная экспертиза российского законодательства // М 2001
[стр. 92]

ны обеспечительные меры гендерной симметрии в положении двух полов в структурах власти.
Власть не смогла удержать на прежнем уровне женщин}' в этих структурах.
Перестройка изменила не только власть, но и методы управления обществом.
И это было самое серьезное изменение.
Власть оказалась не способна использовать старые методы управления.
Она была уже ограничена в проявлении своих возможностей.
Смена методов управления привела к тому, что структуры, обеспечивающие
возможносгь совмещения женщиной двух функций «матери» и «работницы» были разрушены.
Разрушение всей системы дошкольных и внешкольных учреждений, включая детские сады, ясли, группы продленного дня и так далее, повлияло на характер занятости женщин.
Они стали первыми, кто вынужден был искать и .менять работу'.
Они стали первыми, кто вынужден был идти на рынок труда в поисках работы не по специальности.
Таким образом, была подорвана система обеспечения возможностей для женщин совмещать работу по специальности с материнством.
Это коснулось значительного числа женщин.
История перестройки дала урок гражданам: мужчины и женщины не могли иметь равный доступ и равные возможности при переделе собственности.
Собственность в результате перестройки стала принадлежать классу мужчин, поскольку они
быта ближе всего к этой собственности.
В первые годы перестройки мужчины вошли в экономику', бизнес как акционеры крупных предприятий, собственники кооперативов, мелких «фирм», финансовых структур.
Многие из них соединили себя с властью в экономике через использование традиционного метода силы.
И сила эта быласоединена с властью денег, которые позднее создали мужской класс собственников новой России.

Что касается политических отношений в переходный период, то женщины были достаточно активным субъектом политической жизни.
Но это была активность женщин-профессионалов, принявших идеи перестройки.
Новая политическая культура не была соединена с возможностями старой власти.

Новое
[стр. 20]

провозглашая эмансипацию, на деле всегда придерживались патриархально-тоталитарной идеи разделения социальных функций между мужчиной и женщиной.
Они использовали женщину как инструмент решения экономических, демографических проблем в зависимости от стоящих перед страной задач.
Особенно отчетливо это проявилось в трудовом, социальном и брачно-семейном законодательстве.
Взяв курс на демократические реформы, Российское государство, общество пытаются критически осмыслить оставшиеся нам в наследство патриархальные идеи, принципы, законодательные нормы, закрепленные регуляторы равенства полов и освободить женщину.
На повестке дня опять эмансипация женщин.
Объективные предпосылки для этого на экономическом, политическом уровне начинают закладываться, но предстоит еще сформировать парадигму решения женского вопроса в формирующемся гражданском обществе, суть которого в свободе граждан и их равных возможностях независимо от пола.
Политические реалии времени перестройки.
Тоталитарное государство потерпело крах.
Реального равенства не было достигнуто.
Перестройка стала началом нового этапа в развитии общества и государства, в котором принцип равенства осмысливался по-иному.
Реформы перестройки предполагали демократизацию отношений в обществе и перераспределение экономического влияния в пользу общества.
Государство не предполагало, что они способны привести к таким серьезным проблемам в отношении двух полов в обществе.
Перестройка поставила много проблем применительно к принципу равенства мужчин и женщин, и поэтому характер реформ должен быть оценен с учетом гендерных последствий их в обществе.
Что принципиально отличало перестройку от этапа «стабильных», стагнационных отношений? Это, конечно, смена типов общественных отношений, изменение характера власти и типа экономики.
Это изменение сознания тех, кто пережил время смены эпох: социализм был обществом стабильных отношений и ролей мужчины и женщины.
Новое время изменило эти отношения и роли.
Патерналистская власть административного государства, коммунистической партии, которая цементировала многие десятки лет политику в отношении собственных граждан мужчин и женщин, была утрачена.
И эта смена власти, которая с помощью системы мер и системы апробированных регуляторов держала уровень представительства женщин в органах власти на планируемом уровне, повлияла на положение женщин.
Социализм ушел и разрушил обеспечительные меры гендерной симметрии в положении двух полов в структурах власти.
Власть не смогла удержать на прежнем уровне женщину в этих структурах.
Перестройка изменила не только власть, но и методы управления обществом.
И это было самое серьезное изменение.
Власть оказалась не способна использовать старые методы управления.
Она была уже ограничена в проявлении своих возможностей.
Смена методов управления привела к тому, что структуры, обеспечивающие
возможность совмещения женщиной двух функций «матери» и «работницы» были разрушены.
Разрушение всей системы дошкольных и внешкольных учреждений, включая детские сады, ясли, группы продленного дня и так далее, повлияло нахарактер занятости женщин.
Они стали первыми, кто вынужден был искать и менять работу.
Они стали первыми, кто вынужден был идти на рынок труда в поисках работы не по специальности.
Таким образом, была подорвана система обеспечения возможностей для женщин совмещать работу.
по специальности с материнством.
Это коснулось значительного числа женщин.

Поскольку мужчины никогда не совмещали функции-роли отцов и тружеников, эта проблема разрушения системы, обеспечивающей совмещение функций, перед ними не стояла.
Перестройка и отношения в сфере труда.
Формирующийся рынок труда не принял женщину как профессионала.
Женщины, которые высвобождались из

[стр.,21]

производственной сферы в результате закрытия предприятий, сокращения кадров, перепрофилирования предприятий, конверсии, вынуждены были уходить из сферы производства в сферу традиционной женской занятости: торговлю, кредитные и банковские учреждения, сферу обслуживания.
Их приток туда увеличился.
Эти сферы в начале перестройки были женскими.
Женщины не были допущены мужским сообществом к власти в экономике, поскольку они не занимали в ней в доперестроечный период лидирующих позиций.
Женщина в доперестроечный период была олицетворением женщины-профессионала (до 60% женщин имели среднее специальное или высшее образование) или женщиныработницы, но не женщины-руководителя.
Руководители-мужчины, стоящие у власти в доперестроечный в период передела собственности полу или через приватизацию доступ к новой собственности вполне легитимно.
Иллюзия равенства власти в экономике не может быть принята женщинами.
История перестройки дала урок гражданам: мужчины и женщины не могли иметь равный доступ и равные возможности при переделе собственности.
Собственность в результате перестройки стала принадлежать классу мужчин, поскольку они
были ближе всего к этой собственности.
В первые годы перестройки мужчины вошли в экономику, бизнес как акционеры крупных предприятий, собственники кооперативов, мелких «фирм», финансовых структур.
Многие из них соединили себя с властью в экономике через использование традиционного метода силы; И сила эта была соединена с властью денег, которые позднее создали мужской класс собственников новой России.

Перестройка и политическая культура.
Что касается политических отношений в переходный период, то женщины были достаточно активным субъектом политической жизни.
Но это была активность женщин-профессионалов, принявших идеи перестройки.
Новая политическая культура не была соединена с возможностями старой власти.

Старая власть, власть номенклатуры, была традиционно мужской.
И несмотря на партийную квоту женщинам (33 % в Верховном Совете СССР, 50 % в местных советах), она не меняла своей сущности в течение всего советского периода.
Время перемен заставило говорить о представительстве в государственных структурах различных социальных групп.
В конце 80-х годов в рамках старых партийных традиций женщины заявили о себе как о самостоятельном субъекте политических отношений.Женское лобби в политике возглавил Комитет советских женщин, позднее Союз женщин России.
В 1989 г.
на выборах в Верховный Совет СССР женщины получили квоту 15,7% от общей численности депутатов Верховного Совета.
Это был показатель перспективы становления системы, которая готова была идти по пути учета интересов различных групп населения.
15,7% это не квота старого номенклатурного образца, это гендерно смягченный показатель необходимости учета интересов женщин как социальной группы.
Это одновременно показатель того, что социалистическое равенство было поставлено под сомнение, и у партии не было уверенности в том, чтопри отсутствии жестко распределенных мест принцип равенства (или иллюзия равенства) мог бы быть сохранен.
Но не только показатель представительства женщин в парламенте, но и другие показатели способны говорить о политике в отношении женщин.
Конституционные изменения 1992 г.
Государство, утратив в период перестройки экономические, политические и идеологические опоры в представлении о равенстве, потеряло основную точку опоры в проведении политики, включая политику в отношении мужчин и женщин.
Мужская власть в период перестройки заявила об отказе от принципа равных возможностей для двух полов.
Не случайно в текст Конституции 1977 г.
в 1992 г.
было внесено едва ли не самое радикальное изменение, посвященное равенству двух полов: было закреплено, что мужчина и женщина имеют лишь равные права и свободы.
Равенство возможностей как

[Back]