100 структурность. С ледовательно, мы полагаем правомерным рассматривать взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза как процесс поэтапного соверш енствования всех его составляющ их. При этом мы придерживаемся мнения тех ученых, которы е рассм атриваю т этап как "отдельный момент, отрезок времени в развитии какоголибо ... процесса" (В.И.А ндреев, П .Р.А тутов и др.). Рассмотрев выделяемые этапы процессы обучения в ряде исследований [16;95;89;90;10;9] предполагаем, что в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза, возмож но прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностнооценочного, проектировочного. О рганизационно'подгот о вит ель ны й эта п тр ебует обесп ечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Реализация программы спецкурса по декоративно-прикладному творчеству дает возмож ность выявления затруднений при решении творческих задач разного уровня. П од руководством преподавателя слуш атели вклю чаю тся в исследовательскую деятельность. Ф ормируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атм осф ера сотрудничества [16]. Д еят ельност но-оценочны й этап отвечает за организацию обучаю щих операций, выполнение творческих заданий. Н а проект ировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональны х и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование вы бора средств, методов, форм осуществления деятельности. 100 |
В этом отношении представляется целесообразной теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная .Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызнной [45], которая намечает и устанавливает последовательные шаги процесса, что и обеспечивает его структурность. Следовательно, мы полагаем правомерным рассматривать взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности в развитей творческого потенциала учителя труда как процесс поэтапного совершенствования всех его составляющих. При этом мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают этап как "отдельный момент, отрезок времени в развитии какого-либо ... процесса” (В.И.Дндреев, П.РАтутов и др.). Рассмотрев выделяемые этапы процессы обучения в ряде исследований [34;51;52;155;216] предполагаем, что в развитии творческого потенциала учителя труда, возможно прохождение следующих этапов: организационноподготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Реализация программы спецкурса по декоративно-прикладному творчеству дает возможность выявления затруднений при решении творческих задач разного уровня, Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение (анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества [216]. Деят елъност но-оцепочньо* этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности. i 94 |