103 Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атм осфера. В процессе взаим ного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Л ектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует их активность вопросами проблемного характера. Как показал эксперимент, выш еуказанные нетрадиционно структурированные виды лекции весьма эффективны в учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза в системе туристкого вуза. Реализации взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза в значительной степени способствует использование других форм организации аудиторной и внеаудиторной учебной творческой деятельности. Э то следующие аудиторные формы: консультация, курсовая работа, зачет, итоговая вы ставка творческих работ. Внеаудиторные формы: экскурсия; мастеркласс; творческая встреча с народными мастерами, художниками; тематическая выставка-конкурс в области декоративно-прикладного искусства; научнопрактическая конференция, научно-методический семинар, посвященные этнохудожественному воспитанию детей и др.; фестивали народного искусства и т.п. Рассмотрев структурные компоненты модели взаимосвязи теории и практики учебной творческой деятельности декоративноприкладного характера, считаем необходимым выделить уровни т ворческой акт ивност и как критерии развития творческого потенциала субъекта деятельности студентов туристского вуза. Уровни творческой активности (стимульно-продуктивный, эвристический, креативный) являются динамической составляющей м одели, стимулирующей развитие творческого потенциала личности. Д инамика функционирования модели осуществляется за счет перехода с более низкого на более высокий уровень творческих возможностей студентов туристкого вуза в процессе учебно-творческой деятельности. юз |
Посредством этих методов реализуется исследовательский компонент учебнотворческой деятельности учителей труда, Существенную роль в активизации учебно-творческой деятельности играют формы обучения. В педагогической науке четкого определения формы обучения как педагогической категории пока нет. В системе высшего образования на аудиторных занятиях основной формой обучения является лекция. По мнению специалистов, главная задача лекции заключается не в передаче готовой информации, а в активизации мыслительной деятельности студентов. Исследователи (Н.Д.Ряховских и др.) считают наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье [216 и др.]. Лекция-полилог включает такие интегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Лектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует юс активность вопросами проблемного характера. Как показал эксперимент, вышеуказанные нетрадиционно структурированные виды лекции весьма эффективны в учебно-творческой деятельности учителей труда в системе повышения квалификации Реализации взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда в значительной степени способствует использование 96 других форм организации аудиторной и внеаудиторной1 учебно-творческой деятельности. Это следующие аудиторные формы: консультация, курсовая работа, зачет, итоговая выставка творческих работ. Внеаудиторные формы: экскурсия; мастер-класс; творческая встреча с народными мастерами, художниками; тематическая выставка-конкурс в области декоративно-прикладного искусства; научнопрактическая конференция, научно-методический семинар, посвященные этнохудожественному воспитанию детей и др.; фестивали народного искусства и т.п. Рассмотрев структурные компоненты модели взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, считаем необходимым выделить уровни творческой активности как критерии развития творческого потенциала субъекта деятельности учителя труда. Уровни творческой активности (стимульно-продукгивный, эвристический, креативный их характеристика дана на стр.21) являются динамической составляющей модели, стимулирующей развитие творческого потенциала личности. Динамика функционирования модели осуществляется за счет перехода с более низкого на более высокий уровень творческих возможностей учителя труда в процессе учебно-творческой деятельности. Подведем итоги сказанному. Нами охарактеризована модель развития творческого потенциала учителя труда посредством взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом. Выделены принципы, составляющие основу модели, определены компоненты, этапы процесса и соответствующие нм функции, а также типы взаимосвязи теории и практики, которые реализуются при помощи определенных условий, форм и методов. Все структурные компоненты модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их совокупность влияет на достижение высокой степени творческой активности учителя труда, что способствует развитию его творческого потенциала. 9 7 |