Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 105]

105 2.2.
Использование коллективных форм творческой деятельности
Коллективная форма организации учебно-творческого процесса рассматривается авторами (Д .Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Е.Н .Глубокова, Л .Г.Л огинова и др.) как одна из важнейших форм творческой деятельности (1;46;9;214 и др.].
Исследователями [Т .С .К омарова, А .И Савенков
и др.] замечено, что результат совместной работы часто весьма значительно превы ш ает сумму потенциальных возможностей каждого из участников [258].
Д .Б.Богоявленская отмечает, что коллектив является одним из важ нейших факторов творчества, поскольку именно в коллективе создается творческая атмосфера, моральные, материальные и другие стимулы для умственно способных, но пассивных членов группы
[1 , с.38].
Иными словами, коллективное творчество детерминирует проявление творческой активности участников.
Эти выводы потребовали обращ ения к коллективным ф ормам учебно-творческого процесса, исследуемого в данной диссертации, как фактору эффективного развития творческого потенциала
студентов туристского вуза.
Прежде обратимся к характеристике различны х видов (форм) коллективной деятельности.
П о существующей на сегодняш ний день наиболее признанной классификации коллективных форм художественного творчества выделяются три основных формы совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместнопоследовательная и
совместно-взаимодействующ ая [258, с.27-28].
С овм ест но-индивидуальная форма характеризуется тем.
что согласование действий участников работы осуществляется в ее начале (этап планирования, обдумывания идеи, замысла) и на заклю чительном этапе (суммирования результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные с учетом общ его замысла фрагменты.
С овм ест но-последоват ельная ф орма коллективной художественной деятельности предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), то есть, когда результат действия, выполненного одним
участ105
[стр. 99]

i i В данном параграфе рассматривается коллективная форма коммуникативно-творческой организации как один из важнейших факторов учебнотворческой деятельности на основе художественного творчества.
Приводится классификация совместного творчества, приведенная в психологопедагогической литературе.
Анализируются возможности использования коллективных форм учебно-творческого взаимодействия в развитии творческого потенциала учителя труда.
Коллективная форма организации учебно-творческого процесса рассматривается авторами (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Е.Н.Глубокова, Л.Г.Логинова и др.) как одна из важнейших форм творческой деятельности
[22;28;51;138и др.].
Исследователями [Т.С.Комарова, А.И Савенков
il др.] замечено, что результат совместной работы часто весьма значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из участников (106].
Д.Б.Богоявленская отмечает, что коллектив является одним из важнейших факторов творчества, поскольку именно в коллективе создается творческая атмосфера, моральные, материальные и другие стимулы для умственно способных, но пассивных членов группы
[22, с.38].
Иными словами, коллективное творчество детерминирует проявление творческой активности участников.
Эти выводы потребовали обращения к коллективным формам учебнотворческого процесса, исследуемого в данной диссертации, как фактору эффективного развития творческого потенциала
учителя труда.
Прежде обратимся к характеристике различных видов (форм) коллективной деятельности.
По существующей на сегодняшний день наиболее признанной классификации коллективных форм художественного творчества выделяются три основных формы совместной деятельности: совместноиндивидуальная, совместно-последовательная и
совместно-взаимодсйствующая (106, с.27-28].
98 2.2.
Использование коллективны х форм творческой деятельности


[стр.,100]

С овм ест но-индивидуальная форма характеризуется тем.
что согласование действий участников работы осуществляется в ее начале (этап планирования, обдумывания идеи, замысла) и на заключительном этапе (суммирования результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные с учетом общего замысла фрагменты.
С овм ест но-последоват ельная форма коллективной художественной деятельности предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), то есть, когда результат действия, выполненного одним
участником, становится предметом деятельности другого.
(Данная форма находит применение в художественной промышленности.
Когда одни разрабатывают форму изделия, другие ее формуют, третьи расписывают и т.д.).
С овм ест но-взаим одейст вукпцая форма коммуникативной организации художественно-творческого процесса предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы.
В данном случае продукт художественного творчества (художественное изделие) есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.
А.В.Брушлинский вводит понятие "групповой субъект", на наш взгляд, точно отражающее характер взаимодействия участников в последней из названных форм совместного творчества.
Он подчеркивает также, что саморазвитие субъекта осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия не только с предметами, но и другими субъектами деятельности.
Совместно-взаимодействующая форма коллективного творчества считается наиболее сложной в организационном плане.
Педагогу здесь отводится роль организатора, руководителя и, одновременно, участника коллективного творческого процесса.
В рамках приведенной классификации возможна более тонкая дифференциация по количеству участников.
Особенно разнообразна в этом смысле совместно-взанмодействующая форма коллективной деятельности: работа в паре, в "небольшой" группе (3-5 человек), в "большой” группе (25-30 человек).
99

[Back]