107 исследований в сложившемся коллективе отмечается значительная эф фективность и прочность коллективного восприятия эстетических ценностей, эстетического сопереживания и обмена эстетическим опы том [113 и др.]. В процессе коллективной деятельности совместные скоординированные усилия участников приводят к взаимообогащ ению и взаимодополнению способностей. Именно в коллективе становится реально возможным универсальное развитие способностей человека, где эстетическое отношение членов коллектива к своей деятельности ориентирует на единство и гармонию совместных творческих усилий, на достижение предельно возможного совершенства результатов. Совместная деятельность в коллективе позволяет непосредственно соединить в деятельности свободное раскрытие индивидуальных творческих способностей каж дого и всеобщее признание результатов этого творчества [214]. В учебной творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации, успешно применяются все три формы совместной деятельности. П рактика нашей работы показывает, что совм ест ноиндивидуальную форму целесообразно применять на начальном этапе обучения, когда коллектив еще не сложился. В этот период у больш инства обучающихся еще не вы работана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижений, ориентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную их оценку преподавателем и группой. Поддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, преподаватель должен соблюдать ряд правил: • больше хвалить за успехи, даже незначительные, и меньше акцентировать внимание на неудачах; • постоянно напоминать о том, что ош ибки имеют относительный характер. И ная ош ибка может на поверку оказаться творческой находкой. Учиться и учить смотреть на ош ибки с этих позиций; 107 |
ioo Три названные формы совместной художественной деятельности имеют относительную самостоятельность, На практике чаше осуществляется одновременно все три формы в разной степени их проявления, находясь в тесной взаимосвязи. Необходимо подчеркнуть некоторые моменты, о*личающие именно коллективную форму творчества. По данным социологических исследований в сложившемся коллективе отмечается значительная эффективность и прочность коллективного восприятия эстетических ценностей, эстетического сопереживания и обмена эстетическим опытом [158 и др.]. В процессе коллективной деятельности совместные скоординированные усилия участников приводят к взаимообогащению и взаимодополнению способностей. Именно в коллективе становится реально возможным универсальное развитие способностей человека, где эстетическое отношение членов коллектива к своей деятельности ориентирует на единство и гармонию совместных творческих усилий, на достижение предельно возможного совершенства результатов. Совместная деятельность в коллективе позволяет непосредственно соединить в деятельности свободное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого и всеобщее признание результатов этого творчества [138]. В учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, исследуемой в данной диссертации, успешно применяются все три формы совместной деятельности. Практика нашей работы показывает, что совмест но-индивидуальную форму целесообразно применять на начальном этапе обучения, когда коллектив еще не сложился. В этот период у большинства обучающихся еще не выработана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижений, орйентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную юс оценку преподавателем и группой. Поддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, преподаватель должен соблюдать ряд правил: • больше хвалить за успехи, лаже незначительные, и меньше акцентировать внимание на неудачах; • постоянно напоминать о том, что ошибки имеют относительный характер. Иная ошибка может на поверку оказаться творческой находкой. Учиться и учить смотреть на ошибки с этих позиций; • систематически проводить анализ учебных образцов (по цвето-тоновым отношениям, композиционному решению, возможности развития композиции, преобразования в конкретное изделие и т.п.). Учить видеть и демонстрировать на практике знание художественно-теоретических основ декоративно-прикладного искусства; • поощрять вопросы и комментарии слушателей в контексте объяснения нового материала, таким образом активизируя мышление, повышая включенность каждого в совместный процесс усвоения нового; • домашнее задание должно быть: во-первых, интересным, во-вторых, посильным, в-третьих содержать элемент творчества; • постоянно демонстрировать начинающим лучшие творческие работы тех слушателей, кто уже прошел начальный курс обучения и активно работает в этом направлении. Данный прием повышает уверенность в своих силах ("и я так смогу в свое время"), вдохновляет на скорейшее освоение азов теории и практики. Опыт работы с учителями труда школ Московской области показывает, что на начальном этапе обучения одному из видов декоративно-прикладного искусства не только возможно, но и необходимо выполнение совместной творческой работы. Начинать целесообразно с коллективной беседы, обсуждения будущей работы. Хотя организующая и руководящая роль в данном случае полностью принадлежит преподавателю, слушателям представляется возможность проявить свою активность. Преподаватель как бы вводит слушателей в творческую лабораторию. Он может предложить группе на выбор нисколько вариантов несложных композиций (желательно, орнаментальных) в графическом варианте. Следующий этап определение цветового решения композиции самый слож |