112 блюдения законов художественно-теоретических основ декоративноприкладного искусства. В окончательной технической доработке изделия могут принимать участие не все студенты, а только желающие, так как этот этап в творческом отнош ении наименее эффективен. Далее наступает этап поиска художественного образа готового изделия. Э тот этап по напряженности творческого мыш ления аналогичен начальному этапу рождения замысла. А ктивизированны е в процессе художественного творчества впечатления, полученные ранее из других источников (на/ блюдений, книг, зрительного ряда, используемого на занятиях и др.) преобразую тся у каж дого участника в ассоциативный ряд, образное видение произведения коллективного творчества, что вы раж ается в даваемых ему названиях. Из множ ества предложений коллективным обсуждением вы бираю тся наиболее удачные названия, отличаю щ иеся художественной образностью , лаконичностью и отраж аю щ ие основную идею созданного произведения. В конечном итоге остается такое название, которое наиболее органично связано с самим произведением, вы раж ает заложенную в нем идею, является его неотъемлемой частью. Заверш ает всю работу коллективны й анализ изделия с позиций нормативных художественно-эстетических требований (дается коллективная эстетическая оценка произведению). В ходе эксперимента предусматривался последний этап коллективного творческого взаимодействия оценка организации работы в целом и на отдельных ее этапах и самооценка своего участия в общ ей работе. При подведении итогов преподаватель должен довести до студентов мысль о том , что в результате коллективного творчества удается сделать то, что не под силу одному человеку. П ризвать подумать, почему такое возмож но, и подвести к вы воду о том, что в процессе коллективного творчества значительно возрастаю т возмож ности и 112 |
104 I i Затем, также в ходе совместного обсуждения, он уточняется и дорабатывается. ф На этом этапе необходимо применение знаний основ композиции. Этап поиска цветового решения композиции проходит приблизительно по той же организационной схеме на основе знаний законов цветоведения. Технологический этап работы связан с определением оптимальной технологии изготовления декоративного изделия. Для решения этой задачи необходимо подключить логическое мышление и применить знания техникотехнологических основ конкретного вида декоративно-прикладного искусства. На технологическом этапе каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность в практическом изготовлении отдельных, заранее определенных, фрагментов изделия (оговариваются лишь общие параметры фрагментов, размеры значимых деталей и расстояния между ними, оЬщий колорит). Работа на этом этапе ведется методом последовательных приближений (это присуще и индивидуальному творчеству). Отдельные фрагменты, выполненные всеми участниками , совместными скоординированными усилиями объединяются соглас^ но эскиза в единое целое в первом приближении. В коллективном обсуждении выявляются "узкие места" "выпадающие" по цвето-тоновому решению детали или целые фрагменты композиции. Принимается коллективное решение доработки или переорганизации композиции. На следующем занятии обсуждается композиция с учетом проведенной корректировки и так далее, пока не будет найдено окончательное решение, удовлетворяющее всех с точки зрения эмоционально-эстетического восприятия и соблюдения законов художественнотеоретических основ декоративно-прикладного искусства^ В окончательной технической доработке изделия могут принимать участие не все слушатели, а только желающие, так как этот этап в творческом отношении наименее эффективен. Далее наступает этап поиска художественного образа готового изделия. Этот этап по напряженности творческого мышления аналогичен начальному этапу рождения замысла. Активизированные в процессе художественного твор1 чества впечатления, полученные ранее из других источников (наблюдений, книг, зрительного ряда, используемого на занятиях и др.) преобразуются у каi ждого участника в ассоциативный ряд, образное видение произведения коллективного творчества, что выражается в даваемых ему названиях. Из множества предложений коллективным обсуждением выбираются наиболее удачные названия, отличающиеся художественной образностью, лаконичностью и отражающие основную идею созданного произведения. В конечном итоге остается такое название, которое наиболее органично связано с самим произведением, выражает заложенную в нем идею, является его неотъемлемой частью. Завершает всю работу коллективный анализ изделия с позиций нормативных художественно-эстетических требований (дается коллективная эстетическая оценка произведению). i В ходе эксперимента предусматривался последний этап коллективного творческого взаимодействия оценка организации работы в целом и на отдельных ее этапах и самооценка своего участия в общей работе. При подведении итогов преподаватель должен довести до слушателей мысль о том, что в результате коллективного творчества удается сделать то, что не под силу одному человеку. Призвать подумать, почему такое возможно, и подвести к выводу о том, что в процессе коллективного творчества значительно возрастают возможности и способности каждого участника (что в целом подтверждается данными самооценки участия каждого в общей работе). Совместио-взаимодействующая форма художественного творчества отличается тем, что выполненные в других группах аналогичные (по идее) работы будут отличаться друг от друга, каждая будет не похожа на другую, что удовлетворяет основному критерию творчества новизне и оригинальности. Как показал эксперимент, в процессе коллективного творчества успешно развиваются все структурные компоненты творческого потенциала учителя труда (значительно активизируется воображение, возникают яркие эмоциональные реакции на проявление эстетического, активно реализуются познавательные возможности, стимулируются эстетические познавательные потребности и т.д.). Однако, для развития коммуникативно-творческой способности коллективная деятельность имеет исключительно значение. В коллективном творческом процессе вырабатываются умения совместного мышления (планирования, анализа, 105 |