120 ской формы является реально существующая форма, до пределов обобщ енная и упрощ енная, т.е. стилизованная. А так как геометрический орнамент состоит из геометрических элементов, то стилизация является необходимым признаком и условием построения геометрического орнамента. П роблем а может бы ть сформулирована как в виде вопроса, так и в утвердительной форме, а такж е в виде выражения цели. Ц ель может быть переведена в задачу, если внести в нее ряд условий. П роблем ная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и, следовательно, проблемную ситуацию , н о не всякая проблемная ситуация и не всякая проблема являются задачами. О ни должны быть преобразованы и сформулированы как задачи [39, C.21J. Примеры ф орм улировок проблем и вытекающ их из них задач в исследуемой учебно-творческой деятельности: 1. Проблема: П о ст и ж ен и е ком позиционной целост ност и декорат ивной орнам ент альной ком позиции. Задача: О пределит ь усло ви я ком позиционной целост ност и декорат ивной орнам ент альной ком позиции. Решение: Этими условиями являются: соблюдение законов пропорциональности, определение главны х и второстепенных элементов композиции, выделение композиционного центра, определение преобладаю щ ей гаммы цветов, ведущ его цвета и т.д. Соблюдение этих и других условий приведет к реш ению поставленной проблемы. 2. Проблема: П р и к а к и х у с л о в и я х возм ож на гарм онизация конт раст н ы х цвет ов в д екорат ивны х м о за и чн ы х ком позициях ? П роблема (вариант): О пределит ь усло ви я гарм онизации ко н т раст н ы х в декорат ивны х м о за и чн ы х ком позициях. Задачи: 1) определить виды контрастов цвета; 2 ) определить вариации условий для гармонизации цветов в зависимости от вида контраста. Решение этих задач предполагает актуализацию знаний по теории цвета и творческого их применения. 120 |
росценная, т е. стилизованная. А так как геометрический орнамент состоит из геометрических элементов, то стилизация является необходимым признаком и условием построения геометрического орнамента. П роблем а может быть сформулирована как в видд вопроса, так и в утвердительной форме, а также в виде выражения цели. Цель может быть переведена в задачу, если внести в нее ряд условий. П роблем ная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и, следовательно, проблемную ситуацию , ко не всякая проблемная ситуация и не всякая проблема являются задачами. Они должны быть преобразованы и сформулированы как задачи [134, с.21]. Примеры формулировок проблем и вытекающих из них задач в исследуемой учебно-творческой деятельности: 1. Проблема: Д ост иж ение ком позиционной целост ност и декорат ивной орнам ент альной композиции. Задача: О пределит ь условия ком позиционной целост ност и декорат ивной i орнам ент альной композиции. \ Решение: Этими условиями являются: соблюдение законов пропорциональности, определение главных и второстепенных элементов композиции, выделение композиционного центра, определение преобладающей гаммы цветов, ведущего цвета и т.д. Соблюдение этих и других условий приведет к решению поставленной проблемы. 2. Проблема: П ри каких условиях возм ож на гарм онизация конт раст ны х цвет ов в декорат ивны х м озаичны х ком позициях ? Проблема (вариант): О пределит ь условия гарм онизации конт раст ны х цвет ов в декорат ивны х м озаичны х композициях. Задачи: 1) определить виды контрастов цвета; 2) определить вариации условий для гармонизации цветов в зависимости от вида контраста. Решение этих задач предполагает актуализацию знаний по теории цвета и творческого их применения, 112 |