Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 13]

13 ГЛАВА 1.
ТЕО РЕ ТИ Ч ЕС К И Е ПРЕДПОСЫ ЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В данной главе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психологопедагогической области.
Обобщаются различные взгляды на творчество.
Результат представлен в виде структурной схемы.
Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики
учебной творческой деятельности на основе музыкаьно-художественного творчества.
Структура выстроена с учетом того, что одной из главных тенденций научной методологии является обращение к фундаментальным понятиям, объединяющим на единой теоретической основе определенный круг явлений.
Отсюда движение от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно —к
учебной творческой деятельности, и далее к музыкально-художественному творчеству как содержательной основе творческой деятельности студентов туристского вуза.
1.1.
Сущ ность н содержание творчества в пенхологопедагогических исследованиях Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия"творчество".
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю.
Во все времена
она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов).
Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля
{76,79,101], В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово.
Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид
13
[стр. 10]

10 ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
Сущность и содержание творчества в психолого-педагогнческнх иселедованнях Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия"творчество".
В данном параграфе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психологопедагогической области.
Обобщение различных взглядов на творчество представлено в виде некой структурной схемы.
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю.
Во все времена
ока являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов).
Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля
[90; 152; 207].
В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово, Оно рассматривается как "активность”, "процесс", "вид
деятельности", "форма деятельности" и т.д.
Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческий потенциал", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др.
В ф илософ ском понимании (Н.А.Бердяев, К.Ю нг, В .Ф Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [14; 44;191 и др.].
П сихологи (А.Н.Леонтьев, Я.А.11ономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.
И что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [22; 180; 191 192;270 и др.].


[стр.,26]

1.2.
Особенности учебно-творческой деятельности на основе * художественного творчества Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики учебкотворческой деятельности на основе художественного творчества.
Структура данного параграфа выстроена с учетом того, что одной из главных тенденций научной методологии является обращение к фундаментальным понятиям, объединяющим на единой теоретической основе определенный круг явлений.
Отсюда движение от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно — к
учебно-творческой деятельности, и далее к художественному творчеству как содержательной основе учебно-творческой деятельности Под деят ельност ью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С.
Каган, Э.С.Маркарян, щ, Г.Л.
Праздников, С.Л.Рубин штейн, Д.И.Фельдштсйн).
А кт ивност ь не есть еще деятельность, т.к.
последняя предлолатет цель, свободный выбор 1195, с.З].
Деятельность, активность ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры.
А Н Леонтьев писал: "Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной, продуктивной.
Такова прежде всего основная человеческая деятельность труд” [130, с.361-362).
В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристаллизуются" в продуктах деятельности материальных и идеальных (духовных).
Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных 4 предшествующими поколениями мире культуры [13 i, с.7].
Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя 26

[Back]