Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна ; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 132]

134 чения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).
Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствую щ ие реализации выш еуказанных принципов.
Условия рассматриваю тся нами как факторы, обеспечивающ ие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности:
психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.
В нашем исследовании м ы определяем комплекс педагогических условий, которые н а наш взгляд, обуславливаю т эффективность функционирования и реализации модели
творческой деятельности н а основе взаимосвязи теории и практики как средства развития творческого потенциала студентов туристского вуза: использование творческих методов самим преподавателем; поощ рение поискового творческого подхода к общ епринятому, привычному; поддержка попы ток сам остоятельного поиска разумных рискованных предположений; вклю чение в программу обучения разделы (темы), позволяющ ие обучаю щ имся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом , чтобы создавалась возм ож ность проявления и демонстрации творческого потенциала слуш ателей; поддержкапопыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идеи и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов переживать свои откры тия как откры тия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощ рять спокойное отнош ение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.
Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы выделили следующие функции: организационную , образова{34
[стр. 89]

• Принцип обучения на высоком уровне трудности (ввел Л.В.Занков) означает, обучение должно проходить всегда как бы в "зоне ближайшего развития* [182, с.183].
Для развития чрезвычайно эффективно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития неведомой, но потенциально доступной областью познания [221,с.185].
• Принцип единства репродуктивного и продуктивного трактуется как диалектическое единство продуктивного производящего и репродуктивного воспроизводящего в едином творческом процессе.
Без продуктивных действий творчество невозможно, как невозможно оно и посредством только продуктивных действий, так как продуктивное это предпосылка, возможность творчества при наличии репродуктивной стороны процесса [111[ с.84-85].
• Принцип сотрудничества (сотворчества) означает, что в учебнотворческом процессе реализуются субъект-субъекгные отношения между обучающими и обучаемыми.
Все рассмотренные принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, образуя комплекс положений, определяющих творческую стратегию образования учителя труда в системе повышения квалификации.
Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являютсяусловия, способствующие реализации вышеуказанных принципов.
Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности.

Различные авторы (В.И.Загвязинский, В.А.Сластенин, Я.А.Пономарев, В.К.Кириллов, З.С.Левчук, Н.Д.Ряховских и др.) выделяют разнообразные условия, способствующие эффективности педагогического процесса: психологопедагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние и т.д.
[52;53;75;155;183;216 и др.].
В нашем исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели
учебно-творческой деятельности на основе взаимосвязи 8S 1

[стр.,91]

мы* приводящие к успеху или улучшению результата.
Позволяя слушателям рисковать* и даже поощряя их в этом, преподаватель может помочь раскрытию их творческого потенциала и своего собственного; • вклю чат ь в програм м у обучения разделы (темы), позволяю щ ие обучаю щ им ся дем онст рироват ь их т ворческие способност и; проводит ь проверку у с военного м ат ериала т аким образом, чт обы создавалась возм ож ност ь проявления и дем онст рации т ворческого пот енциала слуиш т елей, Если в предлагаемых способах оценки усвоенного материала не будет заложена возможность для демонстрации креативности, слушатели просто не будут ее применять.
Для поощрения креативности преподаватель должен использовать такие задания, % проводить такие экзамены, которые стимулируют творческое мышление.
Обучающиеся должны иметь возможность продемонстрировать свои творческие способности в процессе всего обучения, а не только по его итогам.
Для этого преподавателю необходимо при объяснении нового и повторении пройденного задавать вопросы аналитического характера.
Вопросы, поощряющие к творческому мышлению, содержат в себе такие заданий, как: а)представьте (вообразите), б) придумайте (например, аналог), в) порассуждайте, г) предположите гипотезу, д) найдите несоответствие (противоречие) и т.д.
Когда преподаватель предлагает слушателям сделать что-то, в результате чего будет произведен продукт, отражающий новизну, содержащий что-то новое помимо уже имеющегося, то он дает обучающимся возм ож ност ь т ворит ь; • поощ рят ь ум ение находит ь, ф орм улироват ь и переопределят ь проблем у.
В ходе создания творческих продуктов возможны (и даже неизбежны) ошибки и выбор неадекватных способов и средств достижения цели.
Важной частью креативности является ее аналитическая составляющая, т е.
умение найти и опознать тот момент в творческом процессе, когда была допущена ошибка.
Для формирования умения делать выбор (основанный на оценке), необходимо предоставлять возможность делать этот выбор.
Умение делать выбор это навык, которым необходимо овладевать.
Нахождение ошибки не является заключительным этапом процесса креативности.
Напротив, найдя ошибку, обучающийся должен переопределить проблему, сформулировать цели таким образом,

[Back]